Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Анализ Методики Словарной Работы

Анализ Методики Словарной Работы.rar
Закачек 2397
Средняя скорость 7324 Kb/s
Скачать

Анализ Методики Словарной Работы

Методы и приемы словарной работы

На протяжении всего курса русского языка в школе большое значение придается словарной работе.

Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов.

В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов работы со словарём, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Методы и приемы словарной работы

Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием «занятия по живому слову» подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников и школьников младших классов предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду, школе специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель или учитель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.

При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Основные методы словарной работы описаны ниже.

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.

В детском саду и в школе можно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делае тся, нужно ид ти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чег о мы часто не делаем.

Поручения и задания

Существует еще один методический прием, тоже связанный с разговором, которому мы придаем громадное воспитательное значе ние, – это методически продуманные поручения, которые даются детям. Прием этот широко представлена семье, в которой в одних случаях сознательно, в других бессознательно дети привлекаются к участию в общей трудовой жизни. Но организ ованно он не представлен ни в детском саду, ни в школе.

Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен:[1]

1) внимательно выслушать, что ему говорят;

2) понять содержание обращенной к нему речи;

3) запомнить сказанное;

4) выполнить поручение;

5) дать словесный от чет о выполненном;

6) в итоге оказать помощь.

Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другом возрасте.

Поручения старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.

Разговор и беседа – два почти тождеств енных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых – углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, раз те беседы соответствует их интересам и психике.

Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и з начительностью ее содержания, являю тся одним из могущественнейших факторов развития речи детей . Если темой беседы являются предметы и явления природы, то она может прив ести к законченному описа нию, сравнению, выяснению значения того или другого предмета или явления. Если же беседа возникла по пов оду явления социального, общественного, этического, наблюдаемого детьми лично или выдвинутого чтением, рассказом, то она приведет к характеристике явления, лица, выдвинет индивидуальное отношение к ним детей.

Беседа ни в коем случае не должна преследовать цели словесного насаждения в головы детей знаний. Её цель – систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями детей и их живыми впечатле ниями .[2]

Темы для бесед могут быть чрезвычайно разнообразны: их подсказывает жизнь домашняя, детского сада, школы, живое общение с детьми в быту.

К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколе бимых требований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей. Содержание рассказа определяется педагогическим процессом и требованием подвижной, меняющейся жизни. При планировании занятий отмечаются и часы рассказа, часто рассказ рождается и по непредвиденному поводу, а потому ответить на вопрос, как часто можно рассказывать детям, трудно. Ответ подскажут сами дети и разум педагога. Обстановка при рассказе, как и при беседе, должна быть естественная, непринужденная.

Дети усаживаются, как хотят, соблюдая общие интересы и правила приличия. Прерывать рассказчика они не должны, но их иногда неудержимо вырывающиеся речевые реакции, возгласы не только не вредят интересу дела, но, наоборот, закрепляют связь между детьми и рассказчиком, воодуш евляют последнего.

Можно ли сопровождать рассказ демонстрированием картинок? Это зависит от особенностей и сущности рассказа. Художественный рассказ или сказку, конечно, нельзя: показ картин нарушит цельность впечатления. Но существует категория рассказов, рассчитанных главным образом на маленьких детей, требующих параллелизма текста и иллюстраций.

Встречающиеся в рассказе непонятные детям слова, незнакомые образы могут препятствовать пониманию содержания рассказа, а потому они должны быть разъяснены детям предварительно: повод для этого нетрудно найти.

Желательно, чтобы новое литературное произведение, преподносимое детям, расширяло круг их представлений и знакомило их с новыми образами, явлениями и обозначающими их новыми для детей словами. Этого требуют интересы культуры речи и обогащения словаря детей.

Каждое новое слово должно быть сохранено в памяти детей, и сделаться достоянием их собственной речи. Педагог должен об этом позаботиться. Все новые слова должны быть у него на учете. Произнести новое слово один раз мало, его надо произносить как можно чаще, изыскивая для этого подходящие моменты: только в таком случае новое слово войдет в жизнь и в активный словесный запас детей.

Один и тот же рассказ или сказку можно рассказывать детям несколько раз.

Все пока сказанное относилось к рассказыванию детям, но рассказывать должны и сами дети. Рассказ педагога является образцом, которому они будут следовать.

Прежде чем приступить к рассказу, следует самому себе поставить вопрос: представляю ли я сам себе вполне то, о чем я хочу говорить, все ли мне самому известно и понятно? И только в том случае, если все ясно, приступить к рассказу.

Дети обыкновенно охотно отзываются на предложение рассказать что-либо из их личных переживаний. Делит ься с другими своими мыслями, обмениваться впечатл ениями – насущнейшая потребность человека, кото рая выражается у детей очень своеобразно, по-детски. По пробуйте предложить детям рассказать о собаке, которую они знали, – и к вам протянется несколько рук. И сколько уст готовы немедленно приступить к изложению! Вы вызываете одного, другого, третьего – и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, остановками, заиканием, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т. п. Тут-то и следует растолковать детям, отчего это происходит.

Следует всячески сосредоточивать внимание детей на сути того, что они хотят рассказать, на основной мысли. Все постороннее, несущественное следует отбрасывать: во- первых, оно только затемняет сущность, а во-вторых, отнимает время.

Одна из ведущих задач начального обучения – развитие речи школьника. Важное место в решении этой задачи занимает словарная работа.

Словарная работа – это система упражнений, направленных на усвоение учащимися новых слов, на обогащение словарного запаса школьников. В результате систематической и целенаправленной словарной работы дети овладевают значением, произношением и правописанием так называемых трудных слов. Учатся употреблять их в своей устной и письменной речи.

О недостатках в постановке словарной работы

К сожалению, как показывает опыт, словарная работа проводится в школе не всегда планомерно, нередко она носит эпизодический и беглый характер.

В чём выражаются упущения учителей в области словарной работы? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю рассмотреть вкратце, как проводится эта работа учителями.

Анализ текста со стороны его языковых особенностей занимает на уроках русского языка и чтения значительное место. У большинства учителей: слова, затрудняющие понимание детьми текста, объясняются со стороны их значения; иногда они записываются на доске, а учащимся предлагается запомнить их написание. Но этим часто и ограничивается работа над подобными словами.

Усвоение этих слов, как правило, не контролируется, в активную речь учащихся они не включаются. Отрицательную роль играет и то обстоятельство, что выбор слов для объяснения носит обычно случайный характер. Учитель не продумывает заранее, над какими словами и как он будет работать, какие формы и методы целесообразней применять для усвоения трудных слов. Часто он вообще не анализирует текст со стороны его лексических особенностей, пуская дело объяснения новых и трудных слов на самотёк: спросят ученики о значении того или иного слова – учитель ответит, не спросят – проходит мимо таких слов, полагая, что все слова учащимся понятны. Если же дети и обращаются с вопросом о значении трудных слов для них, то учитель, не подготовившись к ответу, нередко даёт толкование слов весьма приблизительно, пространно, а то и не верно. Это и не удивительно: толкование слов – дело трудное, требующее кропотливой подготовки.

Серьёзные недостатки в области словарной работы наблюдаются и в процессе опроса учащихся. Учитель проходит мимо неверной постановки ударения, неправильного произношения, неудачного словоупотребления и других языковых ошибок. Нередки случаи, когда учитель не выясняет, как учащиеся понимают то, или иное слово, правильно ли его пишут. Не всегда принимается во внимание язык учащихся при оценки их ответа.

Недостаточно целенаправленно и рационально проводится работа над словарными ошибками в изложениях, сочинениях, свободных и творческих диктантах. Наиболее существенными недостатками в этой работе являются следующие: учитель пытается без должной последовательности, “в один приём” проанализировать и словарные, и орфографические, и фактические ошибки; работа над ошибками часто проводится только в устной форме, не фиксируется, усвоение трудных слов не закрепляется: работа над ошибками не учитывается, результаты её не оцениваются.

Следствием отмеченных недостатков является бедность словаря учащихся, а ограниченность словарного запаса затрудняет и усвоение и учебного материала.

Содержание словарной работы

Почти в каждом тексте азбуки, учебника русского языка и литературного чтения встречаются слова, значение которых младшим школьникам неизвестно.

Такие слова должны быть отработаны в классе. Работа над ними помогает детям понять учебный материал и обогащает их словарный запас; работа над трудными словами содействует очищению речи учащихся от нелитературных слов и выражений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что содержание словарной работы на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения является:

  • объяснение значений новых слов;
  • разбор слов со стороны их произношения и правописания;
  • упражнения в употреблении наиболее “ходовых” новых слов, обогащение словарного запаса учащихся.

Исходя из этого, учитель, готовясь к урокам, должен проанализировать текст учебника с точки зрения его словарных особенностей и выписать из него слова, значение которых может вызвать у учащихся затруднения, а также нелитературные слова и выражения. Далее учитель должен продумать методику работы над каждой группой слов: приёмы объяснения непонятных слов, формы и методы работы над словами с трудными орфограммами, задания по замене нелитературных слов и выражений и т.д. При этом, отбирая слова, значение которых необходимо раскрыть, учитель должен решить, какие из них нужно объяснить бегло, чтобы облегчить учащимся понимание текста, а какие отработать основательно, с тем, чтобы они вошли в активный словарь учащихся. Понятно, что во вторую группу войдут слова, наиболее широко употребляются в русском языке.

В результате лексического анализа текста учитель составляет списки трудных слов (словарь-минимум) и разрабатывает методику их изучения.

Анализ текстов учебников показывает, что в них много слов, значения которых дети не понимают или понимают весьма приблизительно.

Проследим это на примерах.

Азбука: айва, маяк, Отечество, спутник, планета и т.д.

Учебник русского языка: ельник, галерея, изгородь и т.д.

Учебник литературного чтения: сплотить, оплот, казна, колесница и т.д.

Ясно, что эти и другие непонятные и малопонятные детям слова должны быть объяснены, иначе учащиеся усвоят тексты недостаточно глубоко, поверхностно, приблизительно, а то и неверно.

Методы словарной работы

Словарная работа в начальных классах, как уже указывалось выше, преследует следующие цели, во — первых, “закрепить” наиболее употребительные из этих слов, сделать их достоянием учащихся, обогатить словарный запас.

Первая и наверное самая главная из этих задач – объяснение самого слова — решается с помощью специальных методов объяснения слов. Наиболее эффективные из них в 1 классе – это показ предмета или его изображения (наглядные методы) и замена непонятного или малопонятного слова синонимом или описательным оборотом (словесные методы).

В первом случае значение слов раскрывается с помощью иллюстраций. Как это показано в “Азбуке” 1 класс на странице 30 (часть 1, авторы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др.) Слова могут быть объяснены с помощью показа соответствующих предметов или их рисунков. Однако объяснением новых слов работа над ними не оканчивается. Главное состоит в том, чтобы помочь учащимся запомнить эти слова и научиться употреблять их в своей речи. А это достигается систематическими упражнениями. Я считаю (как показывает опыт) наиболее эффективные из них – подбор синонимов (словарь синонимов и антонимов есть в каждом учебнике по русскому языку ФГОС “Школа России”). Использование описательных оборотов, составление с данными словами предложений и связанных текстов, устный и письменный пересказ текстов с использованием так называемых опорных слов.

Конечно, на первых порах такие упражнения выполняются в классе, коллективно. В дальнейшем, когда дети приобретут соответствующие навыки, задания на подбор близких по значению слов можно предлагать на дом. На мой взгляд, эффективным видом упражнений на уроках русского языка является составление предложений с данными словами.

Более высокий уровень усвоения новых слов – умение включать их в связную речь. С этой целью полезно предлагать задания на составление текстов с опорными словами.

Аналогичный вид работы можно практиковать и на уроках литературного чтения. Кроме того, здесь уместно предлагать задания на устный и письменный пересказ текстов (глав, разделов и т.д.) с использованием данных слов.

В первом классе имеется возможность заметно обогатить словарный запас учащихся. Если использовать для словарной работы тот круг слов, который приводится в азбуке, учебниках русского языка и литературного чтения, первоклассники к концу учебного года могут усвоить 500 новых слов.

Основной путь усвоения новых слов – синтетические словарные упражнения, включение новых слов в творческие работы: свободный и творческий диктанты, обучающие изложения и сочинения и другие виды работ.

Как показывает опыт, что в тех классах, где словарная работа проводится методически продуманно, более развита и связная речь учащихся, а это в свою очередь способствует глубокому усвоению учебного материала по всем предметам.

Нужно также иметь в виду, что в последние годы заметно поднялся уровень речевой культуры учащихся. Добиться высокой грамотности учащихся можно только при условии упорной и систематической работы .

Ниже даётся конкретный материал для классной и домашней словарной работы в связи с уроками русского языка и литературного чтения.

1. Словарик

  • Аист – крупная длинноногая птица.
  • Насос – машина для накачивания или выкачивание жидкости, газа (велосипедный насос).
  • Канат – толстая верёвка.
  • Лук – огородное растение; орудие для метания стрел (стрелять из лука).

Вопросы и задания.

1). Составь (устно) предложение со словом насос.

2). Что такое канат?

3). Какие значения имеет слово лук?

2.Словарик

  • Астра – садовое растение (цветы) с крупными цветками различной окраски.
  • Кактус – растение (цветы) с колючками вместо листьев.
  • Ирис – растение (цветок).
  • Лилия – растение (цветы) с цветками в виде колокола.
  • Соотносить – сравнивать, устанавливать связь (сопоставлять слова и рисунки).

Вопросы и задания.

1). Названия каких цветов вы знаете?

2). Составь (устно) небольшой рассказ со словами астра, ирис, кактус, лилия.

3). В чём отличие кактуса от лилии?

3. Словарик

  • Метро – городская подземная железная дорога (московское метро).
  • Конкурс – состязание, соревнование (конкурс чтецов).
  • Пион – растение (цветы) с белыми или красными цветками.
  • Пластилин – материал, применяемый для лепки.

Вопросы и задания.

1). Что такое метро? Составь предложение с этим словом.

2). Составь (устно) несколько предложений со словами конкурс и пластилин.

4. Словарик.

  • Зебра – дикая полосатая лошадь.
  • Зоопарк – парк, в котором содержаться животные.
  • Зубр – большой дикий бык.
  • Кобра – ядовитая змея.

Вопросы и задания.

1). Какие названия диких животных вы знаете?

2). Составь (устно) небольшой рассказ на тему “Зоопарк”.

5. Словарик.

  • Космонавт – человек, совершающий полёт в космос, во вселенную (Юрий Гагарин — первый космонавт в мире).
  • Космос – мировое пространство, вселенная (покорить космос; полёт в космос).
  • Планета – небесное тело, которое вращается вокруг Солнца.
  • Спутник – небесное тело, которое вращается вокруг планеты
  • Маяк – башня с сигнальными огнями.
  • Порт – место для стоянки судов.
  • Судно – плавучее средство для перевозки людей, грузов; пароход, теплоход.
  • Светофор – прибор, который подаёт световые сигналы для участников дорожного движения.

Вопросы и задания.

1). Кто такой космонавт? Расскажите о полёте первого советского человека в космос.

2). Составьте (устно) предложения со словами космонавт, вселенная.

3). Составьте (устно) предложения со словами планета, спутник.

4). Как вы понимаете различие между пароходом и теплоходом?

5). Какие правила дорожного движения вы знаете? Расскажите.

В заключение я хочу отметить, что успех словарной работы в начальных классах заключается в её планомерности, систематичности, регулярности. Полезнее всего включать в словарные упражнения по 2-3 слова в связи с каждым уроком, нежели заставлять учащихся запоминать по 5- 10 слов сразу, проводя словарную работу от случая к случаю, эпизодически. Словарные упражнения учащиеся выполняют как в школе коллективно с учителем, так и самостоятельно дома.

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука в 1 класс (в двух частях). Москва “Просвещение” 2016 год.

2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва “ВАКО” 2012 год.

3. Жиренко О.Е.,Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс. Москва “ВАКО” 2013 год.

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык учебник для 1 класса. Москва “Просвещение” 2016 год.

5. Кифоренко Н.Н. Статья “Роль иллюстративного материала “Азбуки” в обучении грамоте”. Журнал “Начальная школа”. Москва “Просвещение” 1989 год.

6. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. Издательство: Владос, 2008 год. Серия: Библиотека учителя начальной школы.

7. Макеева С.Г. Статья “Первые уроки по “Азбуке”. Журнал “Начальная школа”, Москва “Просвещение” 1989 год.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва “АЗЪ” Ltd. 1992 год.

9. Словарная работа в 1 классе. Составители Приступа Г.Н., Демидова Н.И. и др. Министерство Просвещения РСФСР. Рязань, 1984 год.

10.Ушакова О.Д. Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника. Издательский Дом “Литера” Санкт-Петербург. 2010 год.

11. Ушакова О.Д. Словарные слова. Справочник школьника. Издательский Дом “Литера” Санкт-Петербург. 2009 год.

Приёмы и методы словарной работы.

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запоминать новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Важную роль в системе словарной работы играют методы и приёмы работы над словом. Анализ литературы показал, что их существует достаточно много. Условно методы словарной работы можно разделить на две группы.

Первая группа – методы накопления содержания детской речи (ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря).

Очень часто используется метод наблюдения за объектом. Наблюдение – это преднамеренное, планомерное, непосредственное восприятие объекта, цель которого – проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или признаков. Оно требует постановки чёткой цели и планирования. Эта целенаправленность и отличает наблюдение от простого созерцания.

В ходе наблюдения ребёнок наглядным образом знакомиться с самим предметом и явлением, его свойствами и попутно запоминает слова, имеющие как предмет или явление, так и его качества и особенности. При проведении наблюдений, осмотров, экскурсий необходимо соблюдать следующие требования (сформулированы ):

1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведёт к точности наблюдения и глубине восприятия.

2. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленные подробности. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, и сами обязательно о чём-то спрашивали.

4. Для максимального использования экскурсий в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.

Эти требования педагогически оправданы, они опираются на знание закономерностей развития ребёнка, проверены многолетней практикой и, безусловно, не потеряли своего значения.

К методам накопления содержания детской речи относятся также рассматривание и обследование предметов и живых объектов. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребёнок часто соприкасается в своей жизни. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются приёмы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребёнок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи. Речь детей обогащается прилагательными, наречиями.

Речевой образец педагога (называние нового или трудного слова) имеет особое значение. Новые слова должны произноситься чётко, внятно, медленно. Педагог должен так произнести слово, чтобы дети обратили на него внимание (интонационно выделить слово, несколько усилить его артикулирование, повторно проговорить слово и словосочетание с детьми). С точки зрения физиологии и психологии роль этих приёмов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

Речевой образец педагог часто сопровождает пояснением слова, толкованием их смысла. При пояснении значения слов, прежде всего, обращают внимание ребёнка на функции предметов.

Не последнее место среди методов обогащения словаря занимает показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных и др.) рассматривание картины сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, а иногда чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте. При выборке картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.

Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В связи с этим работа над лексическим значением слов углубляет понимание замысла автора. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями.

В связи с чтением художественной литературы могут использоваться следующие приёмы работы над словом: акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; лексический анализ языка художественных произведений; проговаривание слов детьми; объяснение педагогом значений слов; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря.

Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определённые (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным приёмом работы над словом. Эффективность зависит от умелого подбора и постановки вопросов, которые должны быть логически связаны между собой. Детям дошкольного возраста нужно задавать вопросы не только основные, но и подсказывающие (вспомогательные), которые активизируют мысль и помогают ребёнку отыскать правильный ответ.

Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся, т. к. сообщение нового слова (пояснения, показ) отвлекает детей и ведёт к разрушению игры.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

Дидактические упражнения. Существуют различные виды упражнений. В методике принято выделять лексические или словарные упражнения. Лексическими называются упражнения, служащие для закрепления знаний ребёнка в области лексики.

Известно, что дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова, что представляет для детей определённую сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов. предлагает упражнения, цель которых состоит в расширении лексики и речевых навыков: подбор эпитетов к слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, подбор пропущенных слов, распространение предложения, добавление придаточного предложения, определение составных частей целого, составление предложений с определённым словом, составление предложения с несколькими заданными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов).

Среди многочисленных приёмов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие [13, стр.238]:

1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимание и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.

2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб).

3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный медведь – очень большой медведь, тот, который выше всех других медведей).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это заяц большой или маленький?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7. Составление предложения по опорным словам.

В работах , , [47, стр.82] доказана методическая целесообразность использования загадки как средства, помогающего последовательному овладению словом на уровне многозначного переносного значения. Своеобразие жанра диктует необходимость для отгадывания и сочинения загадки видеть предмет в многообразии его признаков, устанавливать их иерархию.

В методике имеются следующие требования к применению загадок:

— загадывание загадок должно предшествовать ознакомлению детей с предметами, их характерными признаками;

— загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы;

— обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

— отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;

— придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;

— загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

В логике работы с загадкой целостно отражаются этапы овладения словом, что позволяет обеспечить динамичность и осознанность освоения детьми средств языковой выразительности.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в словарной работе используются различные методы и приёмы в совокупности, которые зависят от уровня овладения ребёнком слова.


Статьи по теме