Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Инструкция по Инвентаризации Активов и Обязательств

Инструкция по Инвентаризации Активов и Обязательств.rar
Закачек 2851
Средняя скорость 4411 Kb/s
Скачать

Инструкция по Инвентаризации Активов и Обязательств

О НОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

С 1 января 2008 г. вступили в силу Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180), и Закон РБ от 26.12.2007 № 302-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения». Статьей 10 названного Закона внесены изменения в Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон), в т.ч. и в ст.12.

В ст.12 Закона определен порядок регулирования выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций. Для некоммерческих организаций (включая бюджетные организации) Законом установлен следующий порядок:

стоимость излишков активов при принятии их на бухгалтерский учет относится на увеличение доходов (источников финансирования);

недостача активов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли в соответствии с решением руководителя организации списывается на увеличение расходов;

недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи активов и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются на увеличение расходов;

суммы дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются на увеличение расходов;

суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются на увеличение доходов (источников финансирования).

В Инструкции № 180 (п.73) установлено, что выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии со ст.12 Закона. Заметим, что редакция ст.12 Закона в части регулирования названных расхождений с 1 января 2008 г. не претерпела изменений.

Одновременно в п.75 Инструкции № 180 даны дополнительные уточнения, касающиеся только организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций). В нем сказано, что результаты инвентаризации зачисляются на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались активы, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации. Исходя из этого положения Инструкции № 180 недостача активов относится на уменьшение источников финансирования, а не на расходы организации, как гласит Закон.

В отношении порядка списания в бюджетных организациях выявленных при инвентаризации сумм дебиторской и кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, дополнительных указаний в Инструкции № 180 не имеется (в отличие от коммерческих организаций). Значит, в этом случае бюджетным организациям следует руководствоваться только ст.12 Закона.

Полагаем, что п.75 Инструкции № 180 в части порядка регулирования выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета следует пренебречь, так как он не соответствует Закону.

В п.75 есть еще одно уточнение, касающееся бюджетных организаций: результаты инвентаризации оформляются инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) согласно приложению 5 (форма 401 по ОКУД). По этому уточнению возникает вопрос: для отражения результатов инвентаризации каких активов использовать эту форму?

В бюджетных организациях, как и в коммерческих организациях, проводится инвентаризация основных средств, нематериальных активов, незавершенного капитального строительства, незавершенных НИОКР, материалов и продуктов питания, отдельных предметов в составе оборотных средств, незаконченных ремонтов, материалов, находящихся в пути, товаров отгруженных, активов, принятых (сданных) на ответственное хранение, наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами. Кроме формы 401 для проведения инвентаризации по перечисленным активам и обязательствам Инструкцией № 180 предусмотрено 14 форм инвентаризационных описей или актов инвентаризации и 2 формы сличительных ведомостей:

30 ноября 2007 г. N 180

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АКТИВОВ

И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ НОРМАТИВНОГО

ПРАВОВОГО АКТА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (далее — Инструкция) устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.

2. Для целей настоящей Инструкции к инвентаризируемым активам относятся:

внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в том числе незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);

оборотные активы (запасы и затраты (в том числе сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации) и другие активы, животные на выращивании и откорме (в том числе молодняк животных), незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовая продукция и товары для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты);

расчеты с учредителями;

прочие оборотные активы.

К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:

долгосрочные кредиты и займы;

краткосрочные кредиты и займы;

задолженность перед учредителями;

резервы предстоящих расходов;

прочие виды обязательств.

3. В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем:

сопоставления с данными бухгалтерского учета;

выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;

выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;

проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.;

проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и др.

4. Инвентаризация проводится:

обязательно в случаях, установленных частью третьей статьи 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском учете и отчетности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 34, ст. 566; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 63, 2/785);

по решению руководителя организации;

по решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;

(в ред. постановления Минфина от 18.03.2010 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);

в иных случаях, установленных законодательством.

5. Инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).

6. Инвентаризация проводится:

на дату, определенную принимающей и передающей сторонами в договоре (решении), в случае: купли-продажи активов в виде имущественных комплексов; передачи активов организации в аренду (лизинг), безвозмездное пользование; передачи активов по решению уполномоченных органов управления;

на дату, установленную соответствующим решением собственников или уполномоченных органов управления, в случае передачи предприятий в виде имущественных комплексов. При этом инвентаризация может проводиться в два этапа — предварительно и непосредственно при передаче имущественных комплексов;

на день приема-передачи дел в случае смены руководителя и (или) материально ответственных лиц;

перед составлением разделительного (ликвидационного) баланса, в случае реорганизации или ликвидации организации, если иное не установлено законодательством.

При реорганизации организации по результатам инвентаризации составляется передаточный акт и баланс. При реорганизации организации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации.

При ликвидации организации по результатам инвентаризации активов и обязательств определяется достоверность учетной стоимости активов, объем возможной к требованию дебиторской задолженности, размер кредиторской задолженности.

7. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:

основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукты подсобного сельского хозяйства) — не ранее 1 ноября;

незавершенного производства и полуфабрикатов — не ранее 1 ноября;

животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) — не ранее 1 ноября;

денежных средств — не ранее 1 декабря;

обязательств и других активов — не ранее 1 декабря.

8. Периодичность проведения инвентаризаций:

основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства) — не менее одного раза в год;

незавершенного производства и полуфабрикатов — не менее двух раз в год;

животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) — не менее одного раза в год;

денежных средств — не менее одного раза в год;

обязательств и других активов — не менее одного раза в год.

По решению руководителя организации установленное настоящей Инструкцией количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено.

Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.

9. Инвентаризация активов и обязательств, числящихся в балансе филиалов и представительств, иных обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, проводится в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, их создавшим.

10. Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенный порядок налогообложения, проводят инвентаризацию активов и обязательств один раз в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

11. Особенности порядка проведения инвентаризации отдельных видов активов (предметы проката, животных на выращивании и откорме (в том числе молодняка животных) и птицы, продовольственных товаров в организации розничной торговли и общественного питания, остатков незавершенного производства, драгоценных металлов, библиотечных фондов, объектов интеллектуальной собственности, других) устанавливаются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющих методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

Из статьи вы узнаете:

Когда и зачем проводят инвентаризацию

В состав имущества компании входят финансовые активы: основные средства, нематериальные активы, денежные средства, вложения и готовая продукция. Состояние фирмы характеризуют не только ее активы, но и финансовые обязательства. К ним относят кредиты банков, займы и резервы, кредиторские задолженности. Чтобы контролировать сохранность ценностей и средств, проводят эпизодические проверки. В ходе ревизии сравнивают фактические данные и сведения бухучета на определенную дату. Такие проверки называют инвентаризациями.

Скачайте документы по теме:

Организация сама устанавливает количество проверок в году. Приказом руководителя о проведении инвентаризации (образец приведен ниже) утверждают время проведения и объекты обследования. Законодательство предусматривает несколько случаев обязательного проведения проверочных мероприятий:

  • ежегодно перед сдачей годовой отчетности;
  • при сдаче в аренду или продаже имущества;
  • при ликвидации или реорганизации компании;
  • при смене материально-ответственного лица;
  • в случае хищения или порчи имущества;
  • после аварии, пожара или стихийного бедствия;

Виды инвентаризации

По методу проведения выделяют натуральную и документальную ревизии. В первом случае зрительно проверяют и подсчитывают имущество организации, его состояние и количество. Во втором — изучают имущественные права и финансовые обязательства. Проводят сверку документов, подтверждающих права владения.

Проверки классифицируют по объему, назначению и методу проведения.

Рис. 1. Виды инвентаризации

Читайте также:

Цели проверки имущества

В образце приказа о проведении годовой инвентаризации, утвержденном Госкомстатом, существует раздел с указанием целей ревизии. Их может быть несколько, в зависимости от вида проверки и ее назначения.

  1. Составление описей имеющегося имущества и сравнение с документальными перечнями позволяет выявить недостачи или излишки.
  2. Подсчет ресурсов, используемых в работе, дает реальную картину их распределения.
  3. Проверка позволяет контролировать полноту отражения активов в бухгалтерских документах.
  4. В ходе мероприятия выявляют нарушения в правилах хранения и эксплуатации материальных ценностей.
  5. Инвентаризация позволяет контролировать выполнение компанией финансовых обязательств.
  6. Результаты инспекции используют в управлении материальными активами, ценными бумагами, финансами.

Приказ о проведении инвентаризации: образец заполнения формы Госкомстата

Решение о необходимости проверки принимается руководством компании. Частота инспекций и их виды определяет учетная политика или отдельные распоряжения руководителя. Приказ о проведении внеплановой инвентаризации составляют по образцу, утвержденному локальными нормативными актами. Унифицированная форма этого документа утверждена 18 августа 1998 г. постановлением Госкомстата России. Форму ИНВ-22 используют для всех видов проверок. Универсальный бланк подходит для организаций любых форм собственности.

Если проверка проводится в конце года, руководитель компании заранее выпускает соответствующее распоряжение. Главный бухгалтер компании (или другое уполномоченное лицо) составляет, согласовывает и утверждает официальный приказ о проведении годовой инвентаризации (образец 2018 года). Ответственным лицом может быть не только работник бухгалтерии, но и секретарь, уполномоченный на ведение бухгалтерских документов.

Унифицированная форма ИНВ-22

Приказ о проведении инвентаризации (образец можно скачать здесь) оформляют по унифицированной форме Госкомстата. Если в документ вносят дополнительную информацию, допускается оформление распоряжения на бланке обычного приказа. В этом случае в него включают обязательные данные из формы ИНВ-22.

В число обязательных реквизитов входят:

  • полное название компании;
  • дата составления;
  • номер документа;
  • объекты и цели проверки;
  • перечень задействованных подразделений;
  • период проведения;
  • сроки предоставления результатов;
  • сведения о председателе и составе комиссии;
  • Ф.И.О. и подпись руководителя;

Структура приказа

Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации, согласно образцу, занимает один лист. В шапке документа отражают обязательные реквизиты: название, номер, дату составления, код по ОКУД (0317018), код компании по ОКПО.

В основной части раскрывают назначение предстоящей процедуры и указывают ее вид. В распоряжении объясняют причины проведения ревизии и перечисляют ее объекты. В бланк вносят сведения о длительности проверки: даты ее начала и окончания.

В конце основной части приводят информацию о том, кому в какие сроки необходимо предоставить результаты проверки.

Состав сотрудников, входящих в состав инвентаризационной комиссии указывается в конце документа. Реквизит содержит Ф.И.О. работника, должность и подпись с расшифровкой.

Приказ визирует руководитель предприятия. После этого реквизиты документа заносят в регистрационный журнал учета (форма ИНВ-23). Председателю и членам комиссии вручают под роспись уведомление о проведении ревизии.

Как составить приказ о проведении инвентаризации имущества по образцу 2018 года

Для составления приказа воспользуйтесь формой ИНВ-22 или используйте другую, утвержденную локальным нормативным актом, форму. Проследите за тем, чтобы документ содержал все обязательные реквизиты. Далее приведена пошаговая инструкция заполнения бланка приказа о проведении инвентаризации на складе (образец Госкомстата).

  1. Укажите полное название документа: приказ, распоряжение или постановление.
  2. В шапку бланка впишите название предприятия.
  3. Укажите код документа по ОКУД (0317018).
  4. Заполните поле с кодом организации по ОКПО.
  5. В основной части приказа укажите тип проверки (плановая, внеплановая, выборочная, полная) и ее цели.
  6. Перечислите членов комиссии. Укажите должности и Ф.И.О. Имена и отчества сокращают до инициалов, фамилию пишут полностью.
  7. Перечислите материальные ценности, в отношении которых проводится ревизия.
  8. Затем укажите, что проверка проходит на складе предприятия.
  9. Укажите даты начала и окончания проверки.
  10. Объясните, почему ревизия необходима.
  11. Зафиксируйте сроки сдачи итоговой документации в бухгалтерию.
  12. Заверьте приказ у руководителя организации.
  13. Присвойте номер по номенклатуре дел и зарегистрируйте в журнале приказов по форме ИНВ-23.
  14. Ознакомьте с распоряжением членов комиссии и сотрудников подразделений, где будет проходить проверка.
  15. Вручите председателю и членам комиссии письменное уведомление о ревизии.

Приказ на проведение инвентаризации образца 2018 не изменился по сравнению с прошлыми годами. Он относится к категории распорядительной документации и запускает процедуру проверки имущества компании: ее финансовых активов и обязательств. Документ оформляют на унифицированном бланке ИНВ-22. Использование собственной формы организации допустимо, если в нее внесены все обязательные реквизиты. Регулярная инвентаризация позволяет контролировать сохранность имущество компании. Ее правильное документальное оформление — проводить проверки в соответствии с законом.


Статьи по теме