Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Кому Раскольников Рассказал о Преступлении

Кому Раскольников Рассказал о Преступлении.rar
Закачек 3690
Средняя скорость 5114 Kb/s
Скачать

Кому Раскольников Рассказал о Преступлении

О своем преступлении Родион Раскольников рассказал Соне, дочери бывшего чиновника Мармеладова, с которым Родион недавно познакомился. Раскольников считал, что они с Соней одного поля ягоды: и он, и она пожертвовали собой ради блага других. Поэтому он думал, что Соня его поймет. Но он-то свое самолюбие тешил — убийством доказывал себе, что он не вошь, а она себя продавала, чтобы дети мачехи не умерли от голода.

Можно было бы сказать, что первым Раскольников признался в совершенным им убийстве старухи следователю Порфирию Петровичу, потому что тот на допросе так прижал Раскольникова, что тот практически выдал себя с головой и сам следователь уже не сомневался в вине Раскольникова. Ему оставалось только одно движение и Раскольников бы не выдержал, но тут появился Микола.

Раскольников временно спасен, но он уже сам не может держать в себе свою вину, а потому признается в том, что убил старуху Соне Мармеладовой.

Впрочем, о старухе-процентщице там речь шла вскользь. Раскольников обещал сказать кто убил Лизавету, и сказал это.

Роман «Преступление и наказание» называют психологическим. Он не только рассказывает о преступлении и следующем за ним наказании, но и раскрывает внутренние чувства героя, его переживания, мысли.

Родион Раскольников — главный герой романа. Он совершает убийство, основанное на его собственной теории, в которой он делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Его теория разрешает убийства, то есть «кровь по совести», если оно совершается ради высокой цели. Он пошёл на преступление в первую очередь не для всеобщего блага, а для себя самого, он хотел проверить к кому же он сам относится к «право имеющим» или «тварям дрожащим».

Перед убийством ему снится сон о лошади, которую прилюдно забивают, а он, совсем маленький, пытается помешать этому. Его разум и душа конфликтовали между собой, разум разрешал убийство, а душа отчаянно протестовала. После преступления герой говорит: «я не старуху убил, я себя убил», после этого его жизнь будет чередой страданий, потому что он нарушил нравственный закон. Раскольников оказался между двумя огнями: с одной стороны, он хочет скрыть своё преступление, чтобы никто и никогда не узнал, что убийство совершил он, с другой стороны, он хотел признаться и покончить с внутренними муками. В надежде найти понимание герой пришёл к Соне Мармеладовой.

Эта героиня олицетворяет все нравственные идеалы для Раскольникова.

Несмотря на свою тяжёлую судьбу, она верит в людей, верит в жизнь. Соня прочитала герою отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Этот эпизод очень символичен, потому что показывает веру Сони в людей и возможность исцеления, воскрешения их душ. Она не просила Раскольникова идти в полицию и признаваться в преступлении, она просила его выйти на улицу и покаяться перед людьми в своих грехах, в таком случае, по её мнению, душа может отчиститься, может быть спасена. Безграничная вера Сони в людей, в добро, её вера в прощение грехов и воскрешение перерождение души толкают героя на признание.

В финале романа читатель видит Раскольникова, который понял ошибочность своей теории и который готов к новой жизни. Искренняя доброта и вера способны менять человека, поэтому только Соня Мармеладова, героиня, хранившая в себе высшие нравственные ценности, смогла привести Раскольникова к признанию в преступлении, к переосмыслению своей жизни и поступков и к новому и светлому будущему.

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был. то я бы теперь. счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди — являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод — он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.


Статьи по теме