Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Логопедическое пособие для Занятий с Детьми

Логопедическое пособие для Занятий с Детьми.rar
Закачек 1697
Средняя скорость 6566 Kb/s
Скачать

Логопедическое пособие для Занятий с Детьми

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Логопедическое пособие для занятий с детьми – ИЗДАТ-ШКОЛА. ТМ, ТОО «Издательство «Библиополис» СПб, 1996, 208 с.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако вы­полнение этой задачи связано с определенными труд­ностями.

Речевой функцией ребенок овладевает постепен­но, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми: правильно произносить большинство зву­ков сразу он не умеет. Это так называемый физио­логический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно фор­мируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произ­ношения по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нару­шение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интел­лектуальной сферы, а также могут привести школь­ников к неуспеваемости по многим дисциплинам.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, уче­та возрастных особенностей.

Предлагаемая методика исправления нарушения произношения характеризуется следующими особен­ностями:

1. При постановке любого звука работа начина­ется с воспроизведения отдельных элементов артику­ляции данного звука.

2. Вместо обычного, слитного, произношения вво­дится длительное произношение ставящегося звука, а в упражнениях на слова также слоговое их произне­сение, что позволяет выделить артикуляцией нужный звук и облегчает в целом затруднительное на первом этапе произношение.

3. Упорядочены тренировочные упражнения не­которых видов работ с целью упрощения и более строгого соблюдения постепенности перехода от лег­кого к трудному. Например, вначале произносятся слова, в которых ставящийся звук находится только в ударном слоге, а затем и более трудные для произ­несения слова. Звуки в прямых и обратных слогах автоматизируются раздельно.

В качестве материала для речевых упражнений ис­пользованы произведения Л.Н. Толстого, С.Я. Мар­шака, А.Л. Барто, К.И. Чуковского и многих дру­гих авторов. Для исключения слов со звуками, ме­шающими отработке нужного звука, некоторые тексты адаптированы автором данного пособия.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИСПРАВЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

1. Обследование звуковой стороны речи.

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребенка, необходи­мо обследовать его речь.

Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится индивидуально. Во время беседы с ребенком и слушания рассказываемой им сказки, рассказа, стихотворения у логопеда скла­дывается представление о нарушенных у него зву­ках.

При обследовании речи логопед должен усадить ребенка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребенка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Применение наглядно-игровых пособий для комплексного коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной сфер.

Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов.

Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о недостаточной сформированности памяти, внимания, восприятия, логического мышления (С.С. Липидевский, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, А.Н. Леонтьев). Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал.

Ещё Конфуций писал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Поэтому в качестве нетрадиционного оборудования, способствующего интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно-развивающей среде, мною изготовлены и используются наглядно-игровые пособия: «Логопедический чемоданчик» и «Логопедический дартс». На их создание меня вдохновили игры В.В. Воскобовича.

Игровые пособия ориентированны на дошкольников 5-7 лет и могут использоваться в самостоятельной деятельности детей и на логопедических занятиях по разным направлениям работы:

  1. развитие фонематических процессов
  2. развитие звуко-произносительной стороны речи
  3. развитие лексико-грамматической стороны речи
  4. формирование слоговой структуры слова
  5. обучение грамоте
  6. развитие мелкой моторики
  7. развитие психических функций

Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический). Цель многофункциональных пособий:

  1. Психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей на основе практических действий.
  2. Развитие творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.

Задачи пособий:

1. Развитие речи;

2. Развитие зрительного восприятия;

3. Развитие памяти;

4. Развитие пространственного мышления;

5. Развитие сенсорных и познавательных способностей;

6. Развитие мелкой моторики;

7. Развитие творческого воображения;

8. Развитие эмоциональной сферы;

Основными характеристиками пособий в соответствии с ФГОС ДО являются:

  • Насыщенность;
  • Вариативность;
  • Трансформируемость;
  • Полифункциональность;
  • Доступность;
  • Безопасность;

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик»

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик» представляет собой трансформируемый комплекс пособий, позволяющих проводить занятия по различным направлениям. Выполнено оно из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, фото с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Фетр имеет универсальные свойства, позволяющие воплотить в жизнь практически любую задумку. Работать с ним легко, так как он не требует специальной обработки края, радует разнообразием и яркостью цветовой палитры и приятен на ощупь. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» (примерный перечень, т.к. придумывать можно бесконечно).

  • «Язычок не ленись, а усердно потрудись!»,
  • «Пианино»,
  • «Ладошки»,
  • «Звуковой домик»,
  • «Составь предложение»,
  • «Кто? Что? Сигнальщик»,
  • «Слоговой паровозик»,
  • «Учимся читать»,
  • «Собери слово»,
  • «Чудо-дерево»,
  • «Чей хвост?»,
  • «Придумай несуществующее животное»,
  • «Расскажи сказку» и т.д.

Многофункциональное пособие «Логопедический дартс»

Многофункциональное пособие «Логопедический дартс» состоит из круга, разделенного на сектора, выполненного из ковролина и теннисных шариков с контактной лентой.

В процессе игр пособие комбинируется с наполнением «Логопедического чемоданчика». Это пособие очень оценили непоседы мальчики, оно развивает меткость, глазомер, поднимает настроение, развивает командный дух. Наиболее часто используемые игры:

  • «Дай характеристику выпавшего звука»,
  • «Подбери слово на выпавшую букву»,
  • «Подбери слово к звуковой схеме»,
  • «Угадай сказку по персонажам»,
  • «Когда это бывает?»
  • «Кто как передвигается?»,
  • «Кто где живёт?»,
  • «Придумай предложение с выпавшим предлогом»,
  • «Подбери слова –признаки к животным» и т.д.

Таким образом, благодаря использованию в коррекционной работе наглядно-игровых пособий, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Сам процесс обучения становится эмоциональным и более действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Т.Н. Волобуева,
учитель-логопед г. Орёл

Здесь можно найти и скачать книги для детей.

Главное меню

Данная рубрика содержит книги и пособия для логопедической работы с детьми. Они могут использоваться воспитателями детских садов, логопедами и родителями.

Чтобы Ваш ребёнок смог произносить сложные звуки, его язык и губы должны быть достаточно гибкими и сильными, долго удерживать необходимое положение, а также уметь совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всё это можно освоить с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика полезна всем детям и даже взрослым.

Здесь Вы сможете найти пособия, которые предназначены для формирования правильного произношения отдельных звуков. Они включают в себя игровые упражнения артикуляционной гимнастики, разнообразные игры со звуками и буквами, способствующие формированию лексико-грамматического строя, развитию связной речи и мелкой моторики.

В данной рубрике имеются пособия, содержащие сборный материал на разные лексические темы. Такие пособия включают в себя пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, стихи, потешки, загадки.

В рубрике «Помощь логопеда» Вы также найдёте наглядно-дидактические пособия, которые предназначены для логопедических занятий.

Навигация по записям

Зуева Л. Н.

Данное пособие содержит занимательные игровые упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Упражнения способствуют формированию правильного звукопроизношения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление и графические навыки. Читать далее →

Н. Э. Теремкова

Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на увеличение словарного запаса, развитие навыков связной речи, внимания, памяти, мышления.

Содержание 4 части

Н. Э. Теремкова
Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на увеличение словарного запаса, развитие навыков связной речи, внимания, памяти, мышления.

Содержание 3 части
1. Дикие животные
2. Домашние животные
3. Домашние птицы
4. Перелетные птицы
5. Весна
6. Мебель
7. Транспорт Читать далее →

Н. Э. Теремкова

Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на увеличение словарного запаса, развитие навыков связной речи, внимания, памяти, мышления.

Содержание 2 части

  1. Продукты питания
  2. Одежда
  3. Обувь
  4. Головные уборы
  5. Зима
  6. Зимующие птицы

Н. Э. Теремкова Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на увеличение словарного запаса, развитие навыков связной речи, внимания, памяти, мышления.

Содержание 1 части

Кодолбенко Е.А.

Данное пособие предназначено для обучения детей дошкольного возраста скороговоркам и чистоговоркам. Замена слов на визуальный образ способствует быстрому запоминанию, развивает память, внимание, воображение. Читать далее →

Данные пособия предназначены для индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Читать далее →

Н. Тегипко

Данное учебное пособие предназначено для обучения чтению детей 5-7 лет. Оно способствует формированию навыка слогозвукового анализа слов, развитию фонематического слуха, формированию навыка плавного чтения по слогам и целыми словами. Читать далее →

Резниченко Т. С., Ларина О. Д.

Логопедический альбом предназначен для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В нём вы найдёте нормативы речевого развития, артикуляционные упражнения, задания на развитие языкового чутья и понимания смысловых и стилистических оттенков речи. Читать далее →

Резниченко Т. С., Ларина О. Д.

Логопедический альбом предназначен для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В нём вы найдёте нормативы речевого развития, артикуляционные упражнения, задания на развитие языкового чутья и понимания смысловых и стилистических оттенков речи. Читать далее →


Статьи по теме