Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Методические Пособия для Учителей

Методические Пособия для Учителей.rar
Закачек 1348
Средняя скорость 2648 Kb/s
Скачать

Методические Пособия для Учителей

� 1. Учебно-методические пособия для учителя и учащихся

В систему средств обучения математике в начальных классах входят:

1) Учебники «Математика» для 1, 2, 3 классов.

2. Учебные пособия для учащихся: тетради на печатной основе, карточки с математическими заданиями, сборники задач, справочники и т.п.

3) Учебно-методические пособия для учителя, например, типа «Обучение в 1 классе».

4) Материально-предметные (иллюстративные) модели: инструменты, таблицы, плакаты, модели фигур, диапозитивы, диафильмы и т.п.

5) Технические средства обучения: диапроекторы, телевизионные системы, компьютеры и другие.

К каждому средству обучения и учебному оборудованию предъявляются, прежде всего, следующие требования:

1. Дидактические, т.е. соответствие передаваемой информации учебным программам, учебникам и стимулирование ими познавательных действий учащихся.

2. Методические, т.е. их возможности помочь учителю в применении эффективного метода и приема работы.

3. Эргономические, т.е. их приспособленность к труду учителя и учащихся (доступность, наглядность, комплектность, простота, удобство пользования, надежность функционирования).

4. Эстетические, т.е. красота инструкции, отделки, цветового решения и т.д.

5. Технические, т.е. применение современных материалов и технологических процессов производства, соблюдение заданных научных и научно-педагогических параметров; обеспечение надежности, долговечности и безопасности использования.

6. Экономические, что означает низкую себестоимость и отпускную цену.

Эти требования учителю полезно помнить в том случае, если он сам занимается изготовлением наглядных пособий.

Учебник математики, как основное средство обучения, составляется в соответствии с программой для начальных классов с учетом, прежде всего, принципов построения курса математики и психолого-педагогических требований к процессу обучения. В соответствии с его содержанием разрабатываются остальные средства обучения.

Характеризуя содержание учебников математики, Бантова М.А. и Бельтюкова Г.В. отмечают следующие их особенности (11, с. 24-27):

1) Учебники включают теоретический материал (определения некоторых понятий, свойства, правила, математическая терминология и др.), который располагается в определенной системе в соответствии с программой. Данный теоретический материал является обязательным для усвоения.

2) С теоретическим материалом связаны вопросы практического характера, например, обоснование приемов вычислений, приемов решения уравнений и т.п.

3) Учебник включает систему упражнений для введения новых знаний (подготовительные, целесообразные упражнения), для их закрепления и повторения определенного раздела, всего курса.

4) В некоторых учебниках имеются справочные материалы, куда включены основные вопросы из пройденного, различные таблицы обобщающего характера.

5) В учебниках, в зависимости от системы обучения, имеется определенный иллюстративный материал. Например, в учебниках по традиционной системе обучения в 1 классе иллюстрации даны преимущественно в виде предметных картинок, в 2-3 классах они постепенно заменяются схематическими рисунками, таблицами и чертежами. Такой подход помогает детям постепенно переходить от конкретного к абстрактному.

В учебниках даются образцы записей решения примеров, уравнений и др., что позволяет учащемуся в случае необходимости ими воспользоваться. В зависимости от уровня развития учащихся эти образцы учителем могут быть более детализированы. Например, имеющийся в учебнике запись 7-(2+1)=5-1=4 может быть предложен и в такой форме: 7-(2+1)=7-2-1=5-1=4. Такая детализация особенно полезна для слабых учащихся.

В учебниках темы разделены на небольшие, логически законченные части, каждая из которых изучается на одном уроке (принцип поурочной разбивки). Такой принцип используется для большинства уроков. Для уроков закрепления или повторения учитель сам подбирает материал из учебника или же дополнительных пособий.

В материале каждого урока, наряду с упражнениями для изучения и закрепления новых знаний, включены и упражнения для закрепления ранее усвоенных знаний, что позволяет учителю более углубленно работать над развитием тех или иных знаний, умений и навыков. Эти упражнения или задачи, в случае необходимости, могут быть заменены теми, в которых учащиеся больше допускают ошибки или же теми, которые учащиеся по разным причинам усвоили слабо.

На уроке учитель должен стремиться выполнить объем заданий для данного урока. Но это не должно быть сделано по принципу «любой ценой». Без должного усвоения материала продвижение вперед ради выполнения плана дает только отрицательные результаты. В тех случаях, когда учитель не успевает выполнить запланированное, оставшийся материал переносится на следующий урок или частично предлагается в качестве домашнего задания. Если такое продолжается систематически — значит учителю надо пересмотреть свои методы и принципы работы.

В помощь учителю к учебнику каждого класса издаются методические пособия типа: «Обучение в . классе», «Математика в . классе» и т.п. В них дается примерное планирование учебного материала по каждому разделу курса, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по каждой теме и по всему материалу за год, примерное планирование уроков. В некоторых из них также раскрываются методика организации занятий, основные особенности учебника, методика работы с теми или учебными пособиями.

Учителю следует помнить, что постоянное использование готовых поурочных разработок в конечном счете может привести к потере его творчества, что неизменно сказывается в общем интеллектуальном развитии учащихся.

Кроме учебников и названных пособий для учителя и учащихся издаются различные дополнительные пособия: тетради с печатной основой, дидактические материалы для осуществления дифференцированного обучения. Как правило, методика работы с ними обычно описывается в разделе «Введение», «Предисловие» и т.п. соответствующего пособия.

В помощь учителю издаются также методические пособия общедидактического характера (например, типа 77, 78), методический журнал «Начальная школа» и многое другое. Все они позволяют ему своевременно знакомиться с новыми педагогическими и методическими идеями, разработками, с передовым педагогическим опытом.

Виды наглядных пособий. Оптимальный выбор наглядных пособий для использования на уроке, прежде всего, зависит от знания учителем признаков их классификации и конкретных видов.

В методической литературе можно встретить различную классификацию наглядных пособий. Применяемые в начальных классах наглядные пособия можно классифицировать следующим образом:

К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: палочки, макеты, кубики и т.п.

Изобразительные наглядные пособия бывают:

а) образные — предметные картинки, изображения фигур, предметов на плакате, таблицы с изображением предметов;

б) условные (символические) — схематические рисунки, чертежи, опорные схемы и т.п.;

в) экранные — диафильмы, диапозитивы, кино- и видеофильмы.

Общеклассные наглядные пособия — пособия, которыми пользуются одновременно все учащиеся (таблица, плакат и т.д.), индивидуальные — пособия, которыми пользуется ученик в отдельности. Общеклассные и индивидуальные пособия могут быть по содержанию одинаковыми и разными по размерам и наоборот.

Самодельные наглядные пособия могут быть любого вида, указанного в вышеприведенной классификации. К их изготовлению могут быть привлечены как учащиеся, так и родители. При изготовлении должны соблюдаться вышеперечисленные шесть требований к средствам обучения и учебному оборудованию.

Уровень усвоения программного материала и эффективность обучения существенно зависят от рационального использования различных средств наглядности. При их использовании учитель, прежде всего, опирается на восприятие учащимися существенных сторон изучаемого материала и далее развивает их пространственные и количественные представления, память, воображение, речь и логическое мышление.

Используя наглядные пособия на уроках, учитель должен соблюдать следующие условия:

1) количество пособий должно быть необходимым и достаточным;

2) наглядные пособия должны достоверно отображать отношения между изучаемыми объектами.

В обучении математике рекомендуется следующая методика использования наглядных пособий (11, с. 29-31).

При изучении нового материала, учитель часто использует наглядное пособие для раскрытия содержания сообщаемых знаний, т.е. для иллюстрации действий учителя и ученика. Например, при изучении приема вычисления учитель свои объяснения сопровождает действиями с предметами и соответствующими образцами записей. При этом наибольший эффект достигается в том случае, когда учащиеся сами работают с индивидуальными пособиями под руководством учителя или же дублируют его действия. Если же в качестве наглядных пособий учитель использует чертежи на доске, то он одновременно показывает образец выполнения работы в тетради: как расположить чертеж, записи и т.п.

При закреплении изученного материала с наглядными пособиями учащиеся работают сами и объясняют свои действия. Например, при решении примера на вычисление вида 9+4, в случае затруднения, учитель предлагает ученику взять кружки, подойти к наборному полотну и повторить то, что было сделано учителем. В этом случае в работу включаются не только зрительные и слуховые анализаторы, но и двигательные и речевые. При закреплении используются различные справочные таблицы, таблицы для устного счета, плакаты с рисунками для развития математических способностей, рисунки, чертежи и т.п.

В использовании наглядных пособий большую роль играет эмоциональный фон. Если чертежи на доске и в тетради сопровождаются дополнительными цветовыми оттенками, то это усиливает восприятие. Однако, чрезмерное увлечение этим, без особой необходимости, приводит к тому, что на разукрашивание порою расходуется больше времени, чем на выполнение самого задания.

Наглядные пособия могут быть использованы и для проверки знаний и умений учащихся. Например, чтобы проверить, как усвоили дети понятие многоугольника, можно предложить им с помощью палочек сложить многоугольник указанного вида, назвать их номера, рассмотрев соответствующий плакат, диафильм и т.п.

Следует помнить: там, где учащиеся способны усвоить материал без наглядных пособий, их применение иногда играет отрицательную роль: искусственно задерживает их развитие. Другой не менее важный момент: в процессе обучения важно своевременно переходить от предметных, образных наглядных пособий к условной (символической) наглядности.

В опыте работы учительницы начальных классов школы N 587 г. Москвы С.Н. Лысенковой используются опорные схемы, которые представляют из себя краткую запись условия задачи, раскрывают содержание тех или иных понятий, указывают приемы вычислений и т.п. С ними мы встретимся при изложении частной методики.

Опорные схемы в состоянии изготовить каждый учитель. Обычно они выполняются на картонной основе размером не менее 40х50 см. Цифры выполняются черным цветом, кармашки — зеленым, остальные записи — желательно красным цветом. Методика их применения заключается в следующем: по ходу чтения задания в опорную схему выставляются необходимые цифры, исходя из содержания задания и дальнейшие рассуждения ведутся по полученной схеме. В зависимости от ситуации учитель сможет сам продумать другую методику их применения. Опорные схемы могут применяться на любом этапе урока независимо от его структуры как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

Литературное чтение

Авторы: Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская

для УМК системы «Перспективная начальная школа»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

· развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

· приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

· духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

· духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

· литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

· библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте» (Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), а затем в конце первого года обучения и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом «Литературное чтение» (Автор: Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская).

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:

Методические пособия для учащихся:

1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука : 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник.

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

3. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя

1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.

2. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.

Программа по курсу «Литературное чтение»:

Авторская программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Общая характеристика курса «Литературное чтение»

«Обучение грамоте (чтение)»

Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте (чтение)» (Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), с помощью которого организуется обучение в логике постоянного развития речевой и интеллектуальной деятельности и изменения позиции школьника в учебной деятельности: методический аппарат способствует тому, что постоянно повышается самостоятельность первоклассников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.

Цель курса «Обучение грамоте (чтение)» – обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению ) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: а) наращивания и

б) реконструирования слов.

Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки» но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения.

Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива – нива, батон – бутон.

Период обучения чтению состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный период:

Слушание текста сказки, соотнесение иллюстраций с частями текста, пересказ содержания сказки, составление предложений на тему иллюстраций, соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста, озаглавливание текста, пересказ рассказа на основе его графической модели, составление ответов на вопросы учителя, выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Планируемые результаты освоения учебной программы

«Обучение грамоте (чтение) к концу подготовительного периода.

· На слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

· Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных букв русского алфавита;

· Составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

· Правильно сидеть за партой.

2. Основной период:

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков /а/, /о/, /у/, /э/, /ы/, /и/ как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе словообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учётом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определённый гласный звук. Подбор слов с заданным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твёрдости/мягкости)

Согласные звуки /м, м*,н, н*, л, л*, р, р*, й*/ как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости/мягкости на письме при помощи гласных – «а, о, у, э, ы» для твёрдых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Приём последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделение из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из квадратов (с апострофом) фиксируются мягкие, другим (без апострофа) – твёрдые звонкие.

Соотнесение отличительных признаков выделенных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твёрдыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком /й*/ на конце и середине слова (май, майка).

Приём орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.


Статьи по теме