Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Мтлб Техническое Описание и инструкция по эксплуатации

Мтлб Техническое Описание и инструкция по эксплуатации.rar
Закачек 3727
Средняя скорость 1669 Kb/s
Скачать

Мтлб Техническое Описание и инструкция по эксплуатации

Всем доброго времени суток, дорогие друзья!
Давненько я ничего не писал в своем собственном блоге, не рассказывал Вам о интересных экземплярах военной техники России, СССР и остального мира.
Но вот, у меня появились выходные, с машинкой я поработать не могу — приболела она, находится у доктора для постановки диагноза, а я сижу один дома, значит пора написать что-то в своем блоге.
И так, встречайте:

МТЛБ — многоцелевой транспортер легкий бронированный

МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.

МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Имеет прозвище «мотолыга», «эмтээлбэшка».

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

Тактико-технические характеристики
— боевая масса — 9.7 т, 12.2 т с грузом
— экипаж — 2 человека, еще 11 можно разместить сзади в десантном отделении

Размеры (мм):
— длина: 6399—6509
— ширина: 2820—2865
— высота: 1835—1890
— колея: 2500
— клиренс: 395—415

Двигатель установлен на МТЛБ ЯМЗ-238В. Это дизельный четырехтактный V8 мощностью 240 л.с. и крутящим моментом в 882 Нм.

На базе МТЛБ было создано очень много различных модификаций:
— МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант.
— МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см²). Предназначена для северных регионов.
— МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
— МТ-ЛБВ-НС «Алтай» — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.

— МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ, вместо башенной установки ТКБ-01-1.
— МТ-ЛБВМК — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд». Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с.
— МТ-ЛБВМ1К — модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с., новой радиостанцией и новым отопителем.
— МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз».

— Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80.
— Объект 6МА1 — модернизация «Объекта 6МА» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».

— Объект 6МА4 — модернизация «Объекта 6МА1» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
— Объект 6МА2 — модернизация «Объекта 6МА» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
— Объект 6МА3 — модернизация «Объекта 6МА» с установкой 4 пусковых установок ПТУР 9М133 «Корнет», 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
— Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с 30-мм пушкой 2А72, башенная установка как у бронетранспортёра БТР-80А.

— Объект 6МБ2 — модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
— Объект 6МБ3 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
— Объект 6МБ4 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 30-мм авиационной пушки ГШ-30к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».

— МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) — модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300—310 л. с., механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
— МТ-ЛБМ1А7 — вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
— МТ-ЛБМ1Б2 — модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
— МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) — модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода» с установкой нового двигателя и трансмиссии.
— МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель ОАО «Муромтепловоз».

Помимо модификаций в РФ были созданы отдельные модификации на Украине, Болгарии и Польше.

Станция засечки ядерных взрывов К-612-О на учениях частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты на Шиханском полигоне:

Данный представитель военной техники стал очень популярен по всему миру, применяли его везде, где только могли. И на данный момент МТЛБ со своими различными модицикайиями состоит на вооружении различных стран:
— Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Белоруссия — 50 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год. Заключён контракт на поставку в Ирак 500 бронетранспортёров, из числа снимаемых с вооружения.
— Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Демократическая Республика Конго — 6 единиц МТ-ЛБ поставлены с Украины в 2000 году
— Ирак — 500 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Молдавия — 55 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2014 год
— Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Польша — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— Россия:
Сухопутные войска Российской Федерации — 3500 МТ-ЛБ, (2000 на хранении) по состоянию на 2015 год.
Морская пехота России — 300 МТ-ЛБ, по состоянию на 2014 год
— США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году. Не стоят на вооружении.
— Украина — 2090 МТ-ЛБ, по состоянию на 2010 год
— Уругвай — 3 МТ-ЛБ(М-93), по состоянию на 2014 год
— Финляндия — 142 МТ-ЛБ, из них 102 МТ-ЛБВ и 40 МТ-ЛБУ, по состоянию на 2014 год
— Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год

Ну и как у любой настоящей военной техники у МТЛБ есть свой послужной список военных действий:
1) Афганская война (1979—1989)
2) Вооружённый конфликт в Приднестровье — Некоторое количество МТ-ЛБ находится на вооружении Приднестровских вооружённых сил. Участвовали в марте 1992 года в боях. Применялись также и со стороны Молдавии. На некоторые машины устанавливались установки ЗУ-23-2
3) Первая чеченская война — активно использовался как Российскими войсками, так и чеченцами как БТР, БМП, импровизированная САУ, тягач, БРЭМ, санитарная машина, передвижной командный пункт и т, д. Активность использования МТ-ЛБ обуславливалась тем, что он долгое время относился к разряду автотехники и, следовательно, на него не распространялись ограничения по ДОВСЕ, а также лёгкостью в эксплуатации и доступностью топлива и запчастей.
4) Вторая чеченская война — использовались Российскими войсками. По состоянию на ноябрь 1999 года в Чеченской Республике было сосредоточено 667 единиц МТ-ЛБ
5) Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
6) Вооружённый конфликт на востоке Украины

Из собственного опыта могу сказать о МТЛБ только положительные отзывы:
— простая в ремонте и эксплуатации
— проходимость за гранью воображения (может ехать по лесу, по полям и повернуть в снегу любой глубины)
— маневренность сравнима с легковым автомобилем.

Правда, из-за своего малого веса не редко случаются легкие ДТП с участием МТЛБ:
— то они с дороги соскакивают
— то вылетают на встречку.

Любая современная армия нуждается не только в танках, боевых машинах пехоты или САУ, в большом количестве ей необходимы транспортные средства для перевозки различных грузов и личного состава. В середине 60-х годов в СССР был создан гусеничный транспортер МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный), который до сих пор активно используется российской армией.

Когда создатели этого армейского вездехода давали своему детищу название «многоцелевой тягач», они, наверное, сами не догадывались насколько попали в точку. На сегодняшний день на базе МТЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин. Этот тягач отлично зарекомендовал себя в вооруженных конфликтах прошлых лет, а те, кто говорит о его недостаточной защищенности и слабом вооружении, просто не понимают, для чего был разработан этот вездеход.

МТЛБ не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях, изначально машина создавалась для транспортировки артиллерийских орудий, их расчетов и боекомплекта. Он не должен ходить в атаки, а пулемет, установленный на МТЛБ, используется только для самообороны. Высокая надежность, простота в обслуживании и возможность ремонта в полевых условиях сделали этот вездеход очень популярным в войсках. Небольшая масса машины, высокая удельная мощность и гусеничный ход обеспечивают тягачу отличную проходимость. В армии МТЛБ называют «мотолыгой», «эмтээлбэшкой».

В настоящее время этот тягач находится на вооружении нескольких десятков армий мира, с начала серийного производства было выпущено более 9600 единиц этой машины. В 2010 году на вооружении ВС РФ находилось около 4 тыс. МТЛБ.

История создания и описание

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно просто изготовить бронированный корпус, большинство механизмов и узлов остались прежними.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с приданием плавучести тягачу. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости машины.

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением находится отсек управления, они разделены броневой перегородкой. В отделении управления расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, который предназначен для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами с мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Модификации МТЛБ

Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным и в России, и далеко за ее пределами. Поэтому неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Огромным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:

  • МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
  • МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
  • МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
  • МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
  • Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
  • МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
  • МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
  • MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
  • «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
  • MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.

Машины на базе МТЛБ

Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:

  • МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
  • Объект 26 – это САУ «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
  • 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
  • РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
  • «Тунджа» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.

Также на базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.

Ученье свет, а не ученье – тьма. ( А. Суворов)

Умение управлять вездеходом еще не означает, что техника эксплуатируется правильно. Как показала практика, при покупке вездехода МТ-ЛБ часто возникают вопросы по регулировке, установке, электрике и многие другие. Инструкция по эксплуатации обязательна и необходима как для руководящих органов (для понимания, правильно ли эксплуатируются вездеходы), так и для начинающих механиков водителей.

Сейчас очень много разных электронных носителей по эксплуатации и ремонту военной техники.

Механики Иркутского Завода Гусеничной Техники в своей работе руководствуются «ТЕХНИЧЕСКИМ ОПИСАНИЕМ И ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЭКСПЛУАТАТЦИИ» 6.00.001 ТО

Настоящие Техническое описание и Инструкция по эксплуатации предназначены для личного состава и служат руководством при эксплуатации легкого многоцелевого гусеничного транспортера-тягача МТ-ЛБ.

Она содержит описание конструкции и работы механизмов перечисленных в транспортере, правила хранения и эксплуатации, виды технического обслуживания и методы его проведения, перечень характерных неисправностей и методы их устранения, а также указания по применению специальных приспособлений при техническом обслуживании и ремонте.

Содержание включает в себя:

Основные технические данные; скорости движения; эксплуатационные данные; преодолеваемые препятствия.

Силовая установка: системы питания топливом и воздухом; система смазки; система охлаждения; система подогрева.

Трансмиссия: сцепление и промежуточный редуктор; главная передача; коробка передач; механизм поворота; бортовые передачи.

Ходовая часть: движитель; подвеска.

Корпус (рама, рама, грузовая платформа).

Электрооборудование: источники электрической энергии; генераторная установка; потребители электрической энергии; вспомогательные приборы; измерительные приборы; пневмосистема.

Оборудование: тягово-сцепное устройство; водооткачивающий насос; система обогрева.

Каждый параграф сопровождается всей необходимой информацией по описанию с приложение схем и рисунков.

Правильная эксплуатация транспортеров зависит от степени знания личным составом материальной части, правил технического обслуживания и хранения, а также от степени усвоения водителями правил и техники вождения. Правильное и своевременное техническое обслуживание транспортеров обеспечивает их постоянную готовность, безотказную и длительную работу без ремонта при минимальных расходах горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Правильная организация хранения обеспечивает длительную сохранность и постоянную готовность транспортеров к использованию.

При реализации вездеходов МТ-ЛБ, ПТС-М, АТС-59г, ГАЗ-71, ГАЗ-73, ГАЗ-34039 и другой техники обязательным подарком нашего завода является «Инструкции по эксплуатации», а так же 2 шлемофона (зимний, летний).

Дорогие покупатели, приобретение данной книги сократит время ваших простоев, поможет механикам водителям в расширении личных познаний в эксплуатации вездехода МТ-ЛБ.


Статьи по теме