Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Музыкально Дидактические игры без Пособия

Музыкально Дидактические игры без Пособия.rar
Закачек 2192
Средняя скорость 8449 Kb/s
Скачать

Музыкально Дидактические игры без Пособия

Анастасия Темноева
Музыкально-дидактические игры и пособия

«Теремок» — развитие звуковыстного слуха.

«Сколько нас поет» — умение слышать кол-во звуков.

«Мама и детки» — развитие звуковысотного слуха, умения звукоподражать.

«На чем играю» — развитие тембрового слуха (коми народные инструменты)

«Волшебные узоры» — развитие чувства ритма и умения воспроизводить заданный ритмический рисунок (хлопками, постукивание). Большой элемент узора — долгий звук, мелкий — короткий звук.

«Кто как ходит (бегает, летает) — освоение образных движений.

«Смайлик» — развитие эмоций, мимики (детали раздельные)

Ознакомление с коми народными инструментами

«Лесенка — чудесенка» — интонировать движение мелодии вверх — вниз.

«Поем вслух и про себя» — развитие внимания.

Коробочки с сюрпризом.

«Угадай, на чем играю»

Дидактические пособия «Игры, которые помогают говорить» О пользе пальчиковых игр и их влиянии на развитие мозга и речи ребёнка известно давно. Связь была установлена еще во II веке до н. э. В.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать.

«Развивайка» дидактические игры и пособия сенсорного содержания своими руками Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах.

Дидактические игры и пособия по развитию речи детей дошкольного возраста Настольно-дидактические игры и пособия по развитию речи детей дошкольного возраста Звуковые сказки Игра предназначена для детей 4-7 лет.

Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.

Дидактические игры и пособия для сенсомоторного развития детей На втором – третьем году жизни происходит усложнение задач сенсорного воспитания. Начинается постепенное накопление ребенком представление.

Дидактические пособия и игры по ознакомлению детей с окружающим миром Хочу предложить вашему вниманию игры, изготовленные мною из забытых и ушедших в прошлое, виниловых пластинок. Очень просто получается игра.

Музыкально-дидактические игры Дидактическая игра «Собери музыкальный инструмент» Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются.

Музыкально-дидактические пособия своими руками: «Весёлый ротик», «Ритмические кубики», «Паровозик-песенка». Я работаю музыкальным руководителем в логопедическом д/саду. Наш сад посещают дети, у которых нарушены речевые процессы и все они нуждаются.

лариса гущина
Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.

Я представляю вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий.

ТРИ ЦВЕ ТКА

Дидактическая игра на определение характера музыки

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:

• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

• веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.

Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Музыкальные узоры

Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.

дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д.

карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров.

Методика организации игры :

Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок изображенный на карточке, так же можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.

«Встаньте дети, встаньте в круг»

Цель: Развивать у детей ориентацию в пространстве. Учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т. д.)

Предварительная работа: детей заранее познакомить со значками на карточках: кружки — мальчики, треугольники — девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом), для игры — в круг с водящим (карточка с кругом и центром, на танец — парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т. д.

Описание: Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки.

Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам.

Цель: развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.

Демонстративный материал: карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке.

Предварительная работа: дети заранее знакомы с жанрами музыки.

Описание: музыкальный руководитель рассказывает детям о сильной доле, прохлопывают сильную долю в марше, вальсе., отмечают её соответствующей карточкой, прохлопывают ещё раз. Отмечая сильную долю.

Укрась ёлочку

Определи темп музыки

Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с темпом.

Раздаточный материал: карточки, соответствующие теме музыкального произведения и карточки, отражающие темп музыки.

Предварительная работа: познакомить детей с определёнными музыкальными произведениями, которые более ярко отражают изменения темпа в музыке. Подобрать картинки с обозначениями темпа музыки (быстрый, стремительный, очень быстрый, медленный, очень медленный и т. д.) и познакомить детей с ними.

Описание: Дети, прослушав музыку, определяют её название, рассказывают о темпе музыки, о животном, о его характере передвижения и подбирают соответствующую карточку.

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый слух.

Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.

1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)

Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.

2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента.

Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.

«Музыкальный теремок» или «Маленький композитор»

1вариант игры: «Теремок»Цель: развитие мелодического слуха детей.

Игровой материал Фигурки зверей. Ход игры: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение в низ,в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду»

2 вариант игры: «Маленький композитор» Открывается домик в котором живут нотки, каждая на своем этаже, детям предлагается стать на минуту известным композитором и сочинить свою музыку. За тем сочиненная музыка проигрывается музыкальным руководителем,а дети слушают какое получилось у них музыкальное произведение или песенка (можно его пропеть сначала с музыкальным руководителем, а за тем вместе.)

Цветик-семицветик».

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.

Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д. Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д. Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П. И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т. д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.

«Мульти-пульти»

1 вариант игры (игра на развитие зрительной памяти и музыкальных впечатлений)

Цель: Развивать зрительную память, расширять музыкальный кругозор, пополнять словарный запас ребёнка музыкальными терминами, учить детей четко выражать свои мысли.

Описание игры: Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента детского мультфильма. Звучит песенка из мультфильма. Игрокам предлагается вспомнить и назвать из какого мультфильма эта песня. Если игрок затрудняется ответить, можно предложить рассказать о чём этот мультфильм.

Цель: Учить детей определять характер музыки, развивать дикцию при пении, чистое интонирование, развивать эмоциональную отзывчивость на услышанную песню, познакомить детей с произведениями композитора В. Я. Шаинского и детскими поэтами-песенниками.

Описание игры: Дети стоят по кругу. Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента мультфильма. Муз. рук. предлагает рассмотреть карточку игрокам. С помощью считалки выбирается «водящий»:

«Раз, два, три, четыре, пять -мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела и тебе запеть велела.»

Игроку предлагается исполнить детскую песенку, которая изображена на карточке. Если игрок затрудняется спеть, то ему помогает запеть муз. рук. Если ребенок не знает этой песенки, ход переходит к любому игроку, желающему исполнить песенку, он же становиться водящим.

«Назови композитора музыки», «Веселая пластинка»

Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.

Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -— в центре нарисована картинка, передающая содержание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.

Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проиг-рывает» ее на игрушечном проигрывателе.

Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.

Атрибуты для утренников и занятий.

Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии. В данной презентации выложены некоторые музыкально-дидактические пособия, способствующие развитию у детей восприятьию музыки, чувства ритма,.

Музыкально-дидактические игры с использованием пособия «Веселые кубики» «Угадай – ка» (игра для детей младшего и старшего дошкольного возраста) «Ритмический музыкальный кубик» (для детей среднего и старшего.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только назанятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и т. д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее. Слушая музыкальные произведения, дети должны различать плавное и отрывистое движения мелодии, акценты, регистр, темп, тембр и т. д. и выполнять движения, соответствующие характеру частей, образам персонажей (например, «Птички летают и птички клюют» Т. Ломовой, «Игра с бубном» Л. Шварца и др.).

Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей (Н. А. Ветлугина). Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие — с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки. Как было отмечено, дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее — о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии.

Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше — ниже, длиннее — короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности.

Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные’. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей.

Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида

музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Так, Л. Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Аналогично можно подобрать музыкально-дидактические игры и пособия для овладения детьми различными видами исполнительства (пением, музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах).

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию — их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различие звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.

Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.

Это наглядные пособия и настольные игры на узнавание произведения. В них картинка или игрушка может выполнять подсказывающую роль, привносить игровые моменты. Часто используются настольные игры типа лото, в которых дети, слушая музыку, должны закрыть соответствующий рисунок маленькой карточкой на большой (например, с изображением разного состояния природы, созвучного настроению музыки). Эти игры предполагают различение характера музыки, частей произведения, определение жанра.

Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.

Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, развитие этой способности предполагает сочетание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).

Игры и пособия для развития музыкально духовых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с другом.

Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом. Примерами таких пособий могут быть попевки из «Музыкального букваря» с показом картинок, музыкальная лесенка, разнозвучащие колокольчики.

Для развития представлений о продолжительности звуков целесообразно использовать пособия и настольные игры, моделирующие эти отношения звуков, с одновременным воспроизведением мелодии. (Короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы могут соответствовать коротким и долгим звукам.)

Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные Игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.

Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Их применение должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Поскольку развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте, использование подвижных игр исключается. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные и двигательные представления детей.

Развитие чувства ритма — способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить — предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма — должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.


Статьи по теме