Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Налоговая Нагрузка по Налогу на Прибыль Формула

Налоговая Нагрузка по Налогу на Прибыль Формула.rar
Закачек 2132
Средняя скорость 6466 Kb/s
Скачать

Налоговая Нагрузка по Налогу на Прибыль Формула

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

  • Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

    Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

    1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
    2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
    3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
    4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

    Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

    Отправить на почту

    Налоговая нагрузка — один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что для этого нужно.

    Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

    Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

    Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

    • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
    • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
    • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

    Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

    Что такое налоговая нагрузка

    Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

    • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
    • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

    1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

    Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

    • для государства в целом или по его регионам;
    • по отраслям хозяйства страны или регионов;
    • по группе сходных предприятий;
    • по отдельным хозяйствующим субъектам;
    • на конкретного человека.

    В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

    • выручка (с НДС или без него);
    • доходы;
    • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
    • вновь созданная стоимость;
    • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

    Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

    Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

    Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

    • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
    • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
    • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

    К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

    • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
    • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

    Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

    Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

    • привести к снижению налогового бремени;
    • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
    • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

    Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

    Как рассчитать налоговую нагрузку

    Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

    • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
    • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

    В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

    Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

    ННп = Нп / (Др + Двн),

    где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

    Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

    Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

    Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

    ННндс = Нндс / НБрф,

    где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

    Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

    НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

    ННндс = Нндс / НБобщ,

    где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

    Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

    НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

    ННндфл = Нндфл / Дндфл,

    где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

    Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

    Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

    ННусн = Нусн / Дусн,

    где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

    Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Дусн — доход по УСН-декларации.

    ННесхн = Несхн / Десхн,

    где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

    Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

    ННосно = (Нндс + Нп) / В,

    где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

    Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

    Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

    В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

    К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

    В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

    Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

    Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

    Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

    Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

    Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2017-2018 годах.

    Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

    • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2016 год по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
    • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
    • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
    • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за 2015–2017 годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

    При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

    • неверно определенный код вида деятельности;
    • временные проблемы с реализацией;
    • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
    • осуществление инвестиций;
    • создание запаса товара;
    • наличие экспортных операций.

    О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

    Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Понятие налоговой нагрузки на сегодня является центральным показателем для отбора налоговой инспекцией кандидата на выездную налоговую проверку. Поэтому исследование данной категории и ее расчет в отношении предприятия является очень важным и значимым элементом анализа.

    Общее представление

    Совокупная налоговая нагрузка представляет собой общий объем финансовых средств, которые подлежат уплате в виде ввозных таможенных по­шлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акци­зов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на тер­ритории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюд­жетные фонды на день начала финансирования инвестиционного проекта.

    В настоящее время понятие налоговой нагрузки может быть рассмотрено в двух аспектах:

    • В абсолютном значении. Сумма конкретных значений налогов, которую нужно уплатить. Данная сумма интересна непосредственно для предприятия — плательщика налогов.
    • В относительном значении. Как доля (процентное содержание) от суммы налогов, которые необходимо уплатить в бюджет, к определенной базе. Данный показатель часто используется для различных расчетов, анализов и прогнозов компании.

    База расчета

    В основе базы расчета относительной величины нагрузки лежат такие показатели, с которыми необходимо сопоставить налоговые платежи и оценить степень влияния на доходность компании и ее рентабельность за определенный период. Среди таких значений выделим:

    • выручку (с НДС или без него);
    • доходы от реализации;
    • налоговая база для конкретного налога;
    • бухгалтерскую или налоговую прибыль;
    • плановую сумму выручки.

    При этом следует учесть, что доля налогов может быть определена не только по отношению к их общей сумме, но и по отношению к отдельным определенным налогам. В таком случае она рассчитывается как за один налоговый период, так и за несколько. При расчете за несколько периодов данные необходимо суммировать.

    Следует отдельно обратить внимание на ситуацию, когда налоги у компании отсутствуют. В таком случае налоговая нагрузка стремится к нулю. То же самое — и в отношении отдельных налогов.

    Значение и роль понятия

    Сущность значения налоговой нагрузки в отношении конкретного налогоплательщика определена в нормативном документе. Это Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который рассматривает понятие совокупной налоговой нагрузки, рассчитанной как доля всех налогов к уплате в бухгалтерской величине (без НДС) к сумме выручки. В нем же представлена формула и инструкция, как рассчитать налоговую нагрузку.

    Роль исследуемого параметра нагрузки можно кратко выделить в следующих аспектах:

    • Для государства — с целью планирования и разработки налоговой политики как по регионам, так и в целом по стране. Изменяя состав налогов и их виды, изменяя ставки и льготы, государство определяет возможные допустимые уровни давления на бизнес и компании. Кроме того, данный показатель на макроуровне необходим для прогнозирования доходов бюджета, развития налоговых поступлений в целом по стране.
    • Расчет данного параметра на уровне государства помогает провести сравнение с аналогичными параметрами других стран и сделать соответствующие корректировку в области налоговой политики.
    • Данный показатель также оказывает влияние на формирование социальной политики в стране.

    Формула расчета

    Для определения необходимого равновесия, учитывая интересы каждой из сторон, необходимо выяснить, каким образом должна рассчитываться налоговая нагрузка на предприятия и какие ее показатели будут оптимальными для стратегии налоговой политики государства.

    По мнению многих авторов, наиболее полным показателем налоговой нагрузки может быть соотношение абсолютной налоговой нагрузки к добавленной стоимости. Один из таких вариантов расчета дает в своей работе Сухетский С.П. Он показывает также отношение налоговой нагрузки и инвестиционной составляющей добавленной стоимости.

    Представим формулу и инструкцию более наглядно:

    где НН- налоговая нагрузка, %

    НБ – налоговая база, т.р., Н – сумма налога, т.р.

    Далее рассмотрим налоговую нагрузку по НДС и налогу на прибыль более подробно.

    Налоговая нагрузка по НДС

    Основными объектами налогообложения по данному виду налога являются следующие категории :

    • продажа услуг и работ;
    • СМР;
    • ввоз на территорию страны товаров.

    В соответствии с действующим Налоговым Кодексом, размеры ставок НДС регламентированы следующим образом:

    • для экспортеров – 0%;
    • для основной части продовольственных товаров – 10%;
    • для основной части объектов налогообложения- 18%.

    При расчете налоговой базы по НДС используют льготы, которые зафиксированы в НК РФ.

    Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки по НДС более подробно.

    Следует иметь в виду одну особенность: налоговая база для НДС может быть рассчитана двумя способами.

    При первом способе налоговой базой является внутренний рынок по формуле:

    ННндс = Нндс * 100 / НБрф,

    где ННндс – налоговая нагрузка по НДС; Нндс – сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела 1 декларации; НБрф – налоговая база, рассчитанная по данным 3 разд. декларации по российскому рынку.

    Налоговая база по рынку РФ определяется как результат сложения строк 010-070 графы 3, где суммируются:

    • база по продаже товаров по всем ставкам;
    • продажа предприятия как комплекса имущества;
    • СМР;
    • авансы полученные.

    При втором способе налоговая база определяется как сумма значений по внутреннему и внешнему рынку по формуле:

    ННндс = Нндс * 100 / (НБрф + НБ эксп),

    где ННндс – налоговая нагрузка по НДС; Нндс — сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела I декларации; НБрф – налоговая база определяется по III разделу декларации по российскому рынку; НБэксп – налоговая база, определяется суммой строк 020 IV разд. экспортной декларации.

    Приведем пример расчета показателя.

    Компания ООО «Ростра» находится на ОСНО. В I кв. 2017 года она осуществляла следующие операции.

    22 января был отгружен товар на сумму 112000 рублей, в том числе НДС — 17084,75 руб. Оплаты была получена еще в декабре 2016 года при оформлении счета- фактуры на аванс и уплате налога.

    4 февраля взята предоплата в размере 50% в счет будущей поставки в размере 40000 рублей при выставлении счета-фактуры на аванс. Отгрузка была произведена на сумму 80000 рублей, в том числе НДС – 12203,39 руб. Дата отгрузки — 24 февраля, остаток денег был перечислен в марте.

    9 марта оказаны услуги по стоимости 100000 руб., в том числе НДС – 15254,20 руб. Подписан акт с поставщиком, выставлен счет-фактура. Оплата прошла в апреле.

    В 1 квартале ООО «Ростра» оплатила товаров на сумму 65800 рублей, в том числе НДС – 10037,29 руб., а также сумму без НДС в размере 42560 руб.

    Определим налоговую базу по налогу на прибыль:

    (112000-17084,75)+ (80000-12203,39) + (100000 – 15254,20) = 247457,70 руб.

    (65800-10037,29) + 42560 + 64560 = 162882,71 руб.

    Налог на прибыль:

    (247457,70-162882,71) * 0,2 = 16914,98 руб.

    Налоговая база по НДС:

    40000*18/118 + 12203,39+15254,24 = 33559,32 руб.

    Сумма НДС для вычета:

    17084,75 + 40000*18/ 118 +10037,29 = 33223,73 руб.

    33559,32 – 33223,73 = 335,59 руб.

    Показатель налоговой нагрузки (по налогу на прибыль и НДС вместе):

    (16914,98 +335,59 ) / 247457,70 * 100 = 6,97%

    Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

    Как рассчитывается налоговая нагрузка по налогу на прибыль, рассмотрим с помощью формулы ниже.

    Формула может быть представлена в следующем виде:

    ННприб = (Нприб * 100) / Д,

    где ННприб – налоговая нагрузка на прибыль, %; Нприб – налог на прибыль до декларации, т.р.; Д- общая сумма доходов, указанных в декларации, т.р.

    В знаменателе данной формулы достаточно часто указывается выручка от реализации и прочих доходов, в том числе проценты.

    Рассмотрим, какие основные факторы оказывают влияние на данный показатель. Среди них можно указать:

    • Сумму рассчитанного налога, а точнее, его ставку. Обычно это значение составляет 20%, но есть и исключения, когда ставка понижается в соответствии со ст. 284 НК РФ. Соответственно, чем ниже сумма налога, тем ниже налоговая нагрузка на прибыль.
    • Доход от реализации, указанный в декларации. Чем выше указный доход в декларации, тем ниже нагрузка.
    • Объем расходов по реализации. Чем выше расходы, тем ниже налог.
    • Наличие убытков прошлых лет при их учете снижает налоговую базу, а значит, сводят и сам налог к нулю.
    • Налоговые льготы снижают сумму налога.

    Рассмотрим расчет налога на прибыль на конкретном примере.

    Предположим, что выручка от реализации товаров (без НДС) составила 112 643 080 руб., прочие доходы – 41 006 руб.

    Прямые расходы компании составили 76 303 701 руб., косвенные расходы – 34 197 987 руб.

    Итого расходов: 76 303 701 + 34 197 987 = 110 501 688 руб.

    Прочие расходы составили – 115 953 руб.

    Налоговая база по налогу на прибыль составила:

    112 643 080 + 41 006 — 110 501 688 – 115 953 = 2 066 445 руб.

    Сумма исчисленного налога:

    2 066 445 * 20/100 = 413 289 руб.

    Сумма начисленных авансовых платежей – 183 813 руб.

    Сумма налога на прибыль к доплате:

    413 289 – 183 813 = 229 476 руб.

    Налоговая нагрузка при УСН

    Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки при УСН более подробно.

    С этой целью может быть применена формула:

    ННусн = Нусн * 100/ Д усн,

    где ННусн – налоговая нагрузка при УСН, %; Нусн – УСН-налог по декларации, т.р.;

    Дусн – до ходы по УСН-декларации, т.р.

    Приведем конкретный пример налоговой нагрузки по формуле расчета при УСН.

    В таблице представлены доходы и расходы, применяемые при расчете налогооблагаемой базы в ООО «ХХХ». Доходы и расходы связаны с реализацией услуг по организации общественного питания.

    Анализ динамики доходов и расходов отражает ежегодный рост показателей практически по всем составным элементам.

    Анализ доходов и расходов по услугам ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг., тыс.руб. представлен в таблице ниже.


    Статьи по теме