Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Новый Журнализм в Американской Журналистике

Новый Журнализм в Американской Журналистике.rar
Закачек 3890
Средняя скорость 5571 Kb/s
Скачать

Новый Журнализм в Американской Журналистике

Но́вый журнали́зм (англ. New journalism ) — термин относится к стилистике 60-х и 70-х и описывает альтернативную (на указанный период) технику написания статей в американской печати.

В исходном смысле термин впервые упомянут был Томом Вулфом в 1973 году и относился к его собственным работам и публикациям Трумана Капоте, Хантера Томпсона, Нормана Мейлера, Гэя Талезе [en] , Джоан Дидион и прочих публицистов, известных в то время в США. Автор достаточно категорично утверждал [1] :

Стоит отметить, что неоднозначное высказывание Вулфа относилось к периоду 70-х (когда, собственно, они и было обнародовано). Американская журналистика тех лет действительно была авангардом отрасли.

Речь шла не столько о газетных публикациях, сколько о развёрнутых эссе, авторских колонках и статьях в журналах, рассчитанных на элитарного читателя (в новоязовской трактовке — продвинутого) — The New Yorker, New York Magazine, The Atlantic Monthly, Rolling Stone, Esquire, CoEvolution Quarterly. Отчасти — Scanlan’s Monthly (если рассматривать лишь период начала 70-х).

Анализируя ситуацию в медиа-индустрии, Том Вулф резонно отмечал, что в новом журнализме использованы типичные литературные приёмы [2] :

  • Сценоописательство.
  • Диалоги героев материала, использование разговорной «живой» речи.
  • Отчетливо проговорённая в публикации личная точка зрения автора, употребление местоимения «я», интерпретация описываемых событий с точек зрения конкретных персонажей.
  • Литературная регистрация каждодневных деталей (поведения и т. п.) персонажей, подробная фиксация т. н. статусов действующих лиц.

В современную отечественную журналистику элементы описываемой практики привнесли молодые репортёры перестроечного периода и некоторые писатели (Александр Кабаков, Эдуард Лимонов и др.). Традиционная советская периодика отличалась повествованием от третьего лица и очень сдержанным лексиконом. Но в в середине 80-х гласность привнесла в отечественную журналистику и новых авторов, и новые приёмы. Такие представители новой советской журналистики как Любовь Аркус и Дмитрий Быков описывали в 1987 году эти тенденции [3] :

Язык прессы пока еще довольно однообразен, журналисты со сколько-нибудь индивидуализированным стилем — на вес золота. В газетах преобладает смесь двух новоязов: это язык прежней эпохи, сильно разбавленный англицизмами. Это молодое поколение — в основном дети тех самых шестидесятников Владимир Яковлев, Артём Боровик, Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Александр Любимов, — уже берёт своё. Представители недавней «золотой молодёжи», выросшие в огромных квартирах или проведшие отрочество за границей, молодые выпускники международного отделения журфака МГУ, они начинают делать погоду на телевидении и в прессе. Отличные стартовые возможности и врождённое отсутствие страха позволяет им в течение полугода растабуировать все запретные темы и посетить все горячие точки, куда прежде не ступала нога советского журналиста.

Автор: Guru · Опубликовано 14.01.2017 · Обновлено 26.02.2017

Когда и где появился «Новый журнализм»? Кто его создал? Примеры

Новый журнализм появился в 50 годах 20 века в США. Это новое течение, которое захватило писателей и журналистов. Его родоначальником считается Том Вулф, именно он в 1973 году издал «Антологию нового журнализма», на которую исследователи данного феномена опираются до сих пор. Это полноценный манифест, в котором нашла свое отражение основная идея «Нового журнализма»: скрестить публицистику и беллетристику. Там же собраны основные работы его коллег.

Формула Нового журнализма – роман + хроника. Авторы экспериментируют с писательской техникой, пользуясь ею для отображения фактов.

Причины возникновения «Нового журнализма»: как появился?

Появление «Нового журнализма» связано с тем, что постмодернизм (что это?) устал от самого себя, и ему на смену пришел постпостмодернизм – это спокойный и статичный период развития постмодернизма. Писатели ощутили потребность вдохнуть в классический роман новую жизнь и вернуться к внятному повествованию о том, что происходит на самом деле – это главная цель представителей этого течения. Непременное условие – достоверность описываемого, как мерило важности поднятой темы.

Модернизм в порыве отрицания искромсал старую добрую литературу, которые люди любят и понимают. Поэтому в новой эпохе стало очевидно, что читатель все же нуждается в классическом романе с началом и концом, где все ясно изложено. В то же время в современном мире тот же читатель имеет стойкий интерес к медиа, он постоянно хочет знать, что происходит вокруг него. Поэтому задачей авторов – учитывать и удовлетворять обе этих потребности.

В чем особенность Нового журнализма?

Новый журнализм должен приукрасить, но не исказить факт, то есть избегать фактоидов (это лживая интерпретация информации). Например, если актер попадает в кадр, выходя из отеля – это факт, но если очевидец приписывает ему еще и любовницу, с которой он якобы вышел из отеля, – это фактоид.

Из этого следует, что новый роман очень насыщен документальными материалами, свидетельствами, фактами, поэтому имеет большое объем. Повествование при этом должно быть художественно и красиво. Авторы говорят с читателем не как советские журналисты (отстраненно, официально, сухо), а выражают ему свое отношение, беседуют «без галстука». Этот же принцип мы сейчас наблюдаем в современной журналистике, когда корреспонденты и ведущие субъективны, эмоциональны и используют максимум наглядности и зрелищности для выражения мысли. Такая подача делает факт объемным (но, как мы знаем, может и исказить его).

Для достижения этой объемности факта автор становится участником действия и рассказывает от первого лица, проверяя все сказанное на себе. К примеру, если он пишет о жизни бродяг, он сам должен стать бродягой и внедриться в это маргинальное сообщество. Примером может послужить Нелли Блай, которая пролежала 10 дней в психиатрической клинике, чтобы рассказать о том, что там происходит.

«Новый журнализм»: примеры

Норман Мейер «Мерлин Монро»
Хантер Томпсон «Страх и отвращение в Лас-Вегасе»
Трумен Капоте «Хладнокровно»

Криминальный роман Трумена Капоте «Хладнокровно», как синтез документалистики и беллетристики

До блестящей работы Капоте Новый журнализм не был признан в широких кругах. Он написал роман, как визитную карточку целого жанра. Книга представляет собой документальный репортаж: история, как роман, и роман, как история. В нем все реально, вплоть до казни убийцы. Публикация пользовалась беспрецедентным успехом (4.000.000 экземпляров).

Книга посвящена расследованию дела об убийстве семьи Клаттеров. Злоумышленники проникли в дом, нашли всего 40 долларов, но при этом перестреляли всю семью, включая детей. В преступлении не было никакого мотива, этот факт существенно тормозил следствие. Однако один заключенный проговорился относительно того, что его сосед по камере, услышав от него о богатстве фермера, вознамерился его убить и ограбить. Двоих преступников нашли и приговорили к смертной казни. Приговор был приведен в исполнение спустя несколько лет.

Соотношение факта и беллетристики в романе «Хладнокровно»

Роман «Хладнокровно» — уникальное соотношение факта и вымысла. Автор достиг баланса того и другого. Работе он посвятил всего себя и едва не сошел с ума, пока разбирался в резонансном деле об убийстве Клаттеров. Как никак, двое молодых людей из неблагополучных семей ни за что, ни про что расправились с целой семьей. Весь штат встал на уши, а сам Капоте был в таком же напряжении, как и группа следователей. Оно не проходило, даже когда виновных уже нашли и арестовали, ведь вопрос о наказании долгое время оставался открытым. Смертная казнь вызывала много толков, это судебное решение оспаривали несколько лет, и полемика вновь и вновь возвращала интерес к роману.

Капоте полностью воссоздал события той роковой ночи, как и предыдущего дня, и хода расследования в целом: те же машины, тот же маршрут, та же еда и так далее. Все это он описал захватывающе, искусно расставляя факты и детали по своим местам. Были проведены десятки интервью, сотни поездок и встреч, поэтому недостатка в материале нет: чудовищный факт хладнокровного убийства приобрел объем и общественную значимость, в которой люди отказали бы преступлению в обыкновенной газетной сводке.

Как в романе сочетается факт и вымысел? Те фразы и действия, что были произнесены и выполнены преступниками по дороге на ферму «Речная долина», автор придумал сам. Также он представил сцену убийства, домысливая некоторые реплики и детали. Однако он не просто их выдумал. Известно, что он неоднократно беседовал с убийцами и регулярно навещал их. Капоте уже знал, с кем имеет дело, поэтому смог представить себе, что говорили и делали эти люди той ночью. Он не исказил, а лишь дополнил факт – это пример симулякра (что это?), свойственного постмодернистской литературе.

Анализируя случившееся, автор склонен винить американский общественный строй, а не самих преступников. Они стали продуктом, точнее, отбросом тех добропорядочных американцев, которые не считали себя причастными к их судьбам. Обе семьи, воспитавшие мальчиков, проявили преступную халатность по отношению к ним, как и многие воспитатели, учителя и родственники. Одного из них жестоко били, родители его пили и развратничали, поэтому толком не обеспечили его будущее и не дали той нравственной основы, которая могла бы его остановить. По факту, Перри мстил всем тем, кто обидел его и лишил возможности учиться (его самой заветной мечтой было образование!). Ричард имел очень высокий интеллект, но тоже не смог его реализовать нигде, кроме мошенничества, и, попав в дурную компанию, стал закоренелым преступником. Этих молодых людей тюрьма, куда они попали за преступления средней тяжести, сделала только злее и порочнее. Именно там они узнали о Клаттерах, именно там Ричард спланировал ограбление без свидетелей.

Тщательно исследуя биографии преступников, автор понял, что все общество состоит из таких же несовершенных людей, только их проступки и недостатки незаметны, хотя наносят, может быть, даже больший вред. Когда монахиня била, унижала и наказывала маленького ребенка, разве она не была одной из причин той трагедии? Была, как и десятки людей, которые так или иначе повлияли на других и настроили их против всего мира. Таким образом, Капоте перводит стрелки на систему, указывая на то, как неправильно мы воспитываем детей, как программируем их на преступление и вынуждаем на протест. Всем наплевать на бродяг, никто не попытался всерьез помочь им и показать, что род человеческий не так уж плох, как они привыкли видеть в своих трущобах. «Хладнокровно» — это социологический памфлет, где автор обличает все общество.

Понятие нонфикшн литературы

Нонфикшн – это синтетическая культура, появившаяся в 60-е годы 20 века (одна из ее разновидностей – новый журнализм). Это беллетризация факта, соединение информационного и развлекательного контента. Постепенная шоутизация культуры привела к тому, что даже узкоспециализированные темы стали превращаться в развлекательные продукты. Эффектность, которую так полюбила массовая аудитория, теперь проникла практически во все жанры и направления. Сухие научные факты, например, приобрели яркие краски и увлекательную форму, легко воспринимаемую читателем.
Признаки нонфикшна:

  • Обязательная достоверность материалов
  • Полное погружение автора в исследуемую тему
  • Интимная и эмоциональная манера письма
  • Прямые обращения, диологичность
  • Неформальная манера подачи информации
  • Чередование вымысла, отклонений от темы и фактов

Концепция «нового журнализма» связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты «нового журнализма», который имел как положительные, так и отрицательные аспекты.

Понятие «новый журнализм» в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, иммигранта из Австро-Венгрии, прибывшего в Америку в 1864 г.

Журналистская работа в Сент-Луисе дала Пулитцеру необходимый опыт и средства, чтобы в 1878 он смог издавать собственную вечернюю газету «The St.Louis Post-Dispatch», которая стала ведущим изданием Сент-Луиса. Одно из серьезных нововведений Пулитцера — проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.

В 1883 Пулитцер приобрел газету «The New York World» и перенес стандарты «нового журнализма» в Нью-Йорк, В это время пресса Нью-Йорка испытывала финансовые затруднения, в определенной степени связанные с дефицитом новых идей. «The New York World» переживала тяжелые времена, а ее тираж составлял всего 15000 экз. В редакционной статье Дж.Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут «направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков». Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской газеты отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий «penny press». Дело было не в самой сенсационности, а в форме ее подачи. Такие заголовки, как «Дыхание смерти» или «Крещенный кровью», сразу приковывали внимание читателей. На газетных иллюстрациях место события (нахождения трупа, повреждения судна и т.д.) помечалось крестиком. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. С их приходом в газету впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве своеобразных «рисованных передовиц». Некоторые специалисты полагают, что с карикатурных серий «The New York World» началась современная эра газетной иллюстрации.

В 1885 г. Пулитцер опередил конкурентов, проведя классическую пропагандистскую кампанию по сбору средств на постройку пьедестала для статуи Свободы. Эта шумная и блестяще организованная газетная кампания привлекла внимание всей страны к пулитцеровскому изданию, в результате которой была собрана сумма в 100 000 долларов, а тираж газеты достиг 100 000 экз. В 1889 Пулитцер демонстрирует журналистскому миру образец «эффектного журнализма». Он отправил известную журналистку Нелли Блай повторить путешествие вокруг земного шара быстрее, чем это сделал герой известного романа Жюля Верна. Н.Блай удалось обогнуть земной шар за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд. Причем она потеряла один день, чтобы заехать в Амьен и взять интервью у самого Жюля Верна.

В этом заключалась еще одна принципиальная особенность «нового журнализма», исповедуемого Джозефом Пулитцером. Центр внимания перемещался с «факта» на «сюжет»: репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности — важный аспект «нового журнализма».

Социологические данные рубежа веков говорят о том, что каждый второй житель Нью-Йорка покупал воскресное издание. Учитывая этот фактор, Пулитцер превратил воскресные издания в особый тип газетной периодики, в котором находилось место информации, развлекательному и литературному материалу, карикатурам и иллюстрациям. В 1893 г. Пулитцер выпустил цветное приложение к воскресному выпуску, что привело к значительному росту тиража.

В 1895 г. художник Ричард Аутколт создает «Желтого паренька» — серию рисунков, объединенных одним персонажем. Это приложение к воскресной газете положило начало существованию американского комикса как особого жанра массовой культуры.

Традиции «нового журнализма» были быстро усвоены американской прессой. Успех издания Пулитцера и высокие тиражи (в 1898 тираж «The New York World» достиг одного миллиона) привлекали внимание многих. Приемы «нового журнализма» были использованы газетными издателями в Детройте, Чикаго и других городах США.

Применив модель «нового журнализма», Эдвард Скриппс создал в 1880-е гг. первую в США «цепочку» газет сходной направленности, с едиными принципами и стилем работы в Кливленде, Цинциннати и Сент-Луисе. Таким образом, был сделан шаг к индустриализации в газетно-журнальном бизнесе, которая становится одной из магистральных тенденций развития американской прессы XX столетия. К 1914 Скриппс увеличил свою «цепочку» до 33 газет.

В Британии традиция «нового журнализма» была предложена Альфредом Хармвортом (впоследствии лордом Нортклиффом), основавшим в 1896 г, газету «The Daily Mail» и ставшим одним из первых газетных магнатов страны.


Статьи по теме