Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Нравственные Проблемы в Рассказах Носова

Нравственные Проблемы в Рассказах Носова.rar
Закачек 926
Средняя скорость 4799 Kb/s
Скачать

Нравственные Проблемы в Рассказах Носова

Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?
Как он сам говорит своему собеседнику, кукла — это подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать.»
Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.
И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы. У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая реку, писатель говорит: «Часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта». Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.
В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить—добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок — рассуждение.Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»»

Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Рассказ Носова «Кукла» заставляет задуматься о нравственной чистоте человека. Старый Акимыч и его собеседник неторопливо бредут по улице. И вдруг внимание Акимыча привлекает сломанная кукла. «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».
Казалось бы, что особенного в сломанной кукле, которая валяется на улице? Не случайно дети и взрослые равнодушно проходят мимо. Старый Акимыч прошел войну, он видел смерть, и это не пугало его. Почему же так расстраивает его вид изуродованной игрушки?
Как он сам говорит своему собеседнику, кукла — это подобие человека. Не случайно именно при взгляде на красивых, нарядных кукол у человека часто поднимается настроение, вспоминается все хорошее, что было с ним в детстве. Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Есть что-то трагическое в том, что на дороге валяется кукла без головы или ног. В этом старик Акимыч совершенно прав. Он может показаться чуточку сентиментальным, но ведь в сущности сентиментальность не может считаться пороком. Гораздо худшими человеческими качествами можно считать цинизм и равнодушие. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать. »
Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.
И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение.
Также в рассказе «Кукла» затрагивается тема родной природы. У каждого человека есть родные места, которые привлекают его больше всех сказочных красот на свете. Но как равнодушен бывает человек к родной природе! Описывая реку, писатель говорит: «Часто здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта». Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу, и остается на земле все меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение.
В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить—добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека.

Какие нравственные проблемы поднимает Носов в рассказе Кукла?

Первоначально рассказ назывался «Акимыч» — по имени главного героя. Действительно, в ходе повествования мы узнаём многое о судьбе бывшего фронтовика, ставшего перевозчиком на реке, а после обмеления реки — садовником и сторожем в школе.

Автор с тревогой и болью видит обмелевшую реку, заболоченный омут — всё это результат бездумной деятельности человека, потому что удобрения с полей смывает в водоёмы.

Но больше всего потрясла автора история с куклой, которую изуродовали, истерзали какие-то хулиганы.

Акимыч куклу похоронил, как человека, да и ростом она была с ребёнка — около метра. Для него кукла — это воспоминания о войне, безжалостно калечившей людей.

Автор перемещает наше внимание с проблемы равнодушного отношения к природе на бездушное отношение людей ко всему окружающему: ведь мимо куклы прошли и ученики, и учителя. А кукла — подобие человека: ей дают имя, с ней обращаются, как с ребёнком. Поэтому автор и изменил название рассказа.

Акимыч говорит об учителях, но эти слова можно отнести ко всем взрослым:

Проводя с учащимися кропотливую работу над текстом рассказа, учитель заставляет ребят увидеть не только то, что находится на поверхности, но и то, о чём болит душа писателя, что заставило его взяться за перо: очерствение душ у молодого поколения и загрязнение природы.

Макурова Любовь Владимировна, 09.02.2017

Содержимое разработки

«Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Макурова Любовь Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Школа-интернат для детей с ТНР г. Подольска

Цели урока : сформулировать и обсудить главные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе ( потребительское отношение человека к природе; жестокость и бездушие людей; воспитание детей в семье); провести лексическую работу над словами «экология», «цинизм», «глумление», «святотатство» с помощью Словаря русского языка С.И.Ожегова; развивать речь учащихся; продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения текста.

Объявление темы и целей урока.

Учащиеся записывают в тетради тему урока и эпиграф:

Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ. о том, как жить и что делать.

Е.И. Носов начинает свой рассказ с описания природы. Давайте и мы пойдём вслед за ним и прочитаем первое описание природы.

( Выразительное чтение текста учащимся)

Задание: а теперь найдите и прочитайте отрывок, в котором автор подчёркивает величие нашей российской природы ( выразительное чтение текста со слов « Мы пошли мимо школьной ограды по дороге. »)

Вопрос классу: всегда ли природа, окружающая автора, вызывает у него только чувство радости и восторга? Или иногда и другие чувства охватывают писателя?

* И. Баскевич. Сборник «Курские вечера», 1979

( учащиеся находят в тексте рассказа и зачитывают выразительно три описания реки)

Вопрос классу: скажите, пожалуйста, а причастен ли человек к тому, что произошло с этой рекой? Или это случилось без его участия? Докажите текстом.

Итак, как же мы сформулируем первую проблему, затронутую Е.И.Носовым в рассказе «Кукла»?

После краткого обсуждения в тетрадях делается запись:

« Проблема 1. Потребительское отношение человека к природе.»

Учитель: «Ребята, в последнее время по радио, в телевизионных программах, в газетных статьях всё чаще встречается слово «экология». Каково его лексическое значение? Давайте заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.»

После прочтения словарной статьи, посвящённой слову «экология», в тетрадях делается запись: «Экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».

Скажите, пожалуйста, обмеление реки Сейм — это исключительный случай в нашей жизни или подобное бедствие происходит и с другими реками и озёрами? А кто знает, как обстоят дела с нашей Пахрой?

( Учащиеся говорят о том, что Е.И. Носов верно подметил бедственную ситуацию, которая характерна для многих водоёмов нашей страны, когда в результате обмеления рек и озёр исчезает рыба, а люди страдают от нехватки воды)

Учитель: «Ребята, а отразились ли изменения, произошедшие на реке, на судьбах героев рассказа? Как отразились?

(Учащиеся говорят, что рассказчик стал гораздо реже приезжать сюда, а про Акимыча сказано, что «. избыл его старый речной перевоз. »)

Слово учителя: « Итак, ребята, мы видим, что человек отдалился от природы, рвёт связи с ней, относится к природе безжалостно. Давайте посмотрим, сказалось ли это как-то на характере людей, стали ли они от этого добрее или нет?»

( Зачитывается и анализируется эпизод с куклой)

— Как бы вы назвали такой поступок?

Что это — баловство, шутка, бессердечие?

Что, по-вашему, заставило человека поступить так жестоко, по-варварски?

( в результате обсуждения приходим к выводу, что этот поступок — свидетельство морального обнищания, нравственного падения людей)

Лексическая работа над словами с привлечением « Словаря русского языка» С.И.Ожегова

В тетрадях делаются записи:

цинизм — пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство;

глумиться — злобно и оскорбительно издеваться;

святотатство (книжн.) — поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого

Формулируется 2-ая нравственная проблема рассказа

Запись в тетрадях: « Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей.»

Вопрос классу: этот страшный случай с куклой единичный или нет? Докажите.

( Учащиеся говорят, что, к сожалению, этот случай не единичный).

В качестве доказательства звучит выразительное чтение стихотворения К.Случевского «Кукла»*

Учитель обращает внимание учащихся на выставку кукол, принесённых девочками на урок, и говорит о том, что игрушки не только развлекают ребёнка, но и готовят его к взрослой жизни. Мальчики, играя с машинами, танками, самолётами, готовятся стать защитниками слабых, а девочки, качая куклу, играя с ней, готовятся стать в будущем хорошими мамами. Закономерен вопрос: к чему же готовили себя те, кто так надругался над куклой?)

Как вы думаете, почему все проходят мимо изуродованной куклы спокойно, а Акимыч так близко к сердцу принимает чужую жестокость?

( Учащиеся отвечают, что Акимыч — фронтовик, воевал, был тяжело ранен, видел смерть своих друзей. Он сам признаётся: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий.»)

Вопрос: ребята, а как герои рассказа объясняют истоки зла?

( Учащиеся зачитывают отрывок из текста: «Многие притерпелись к худу и не видят, что сами худое творят. А от них дети того набираются. »)

Слово учителя: Вот и ещё одна проблема, затронутая писателем в рассказе, — проблема отцов и детей, проблема ответственности взрослых за судьбу подрастающего поколения.

* «Русская лирика 19 века», М., Художественная литература, 1977

( Запись в тетрадях: Проблема 3. Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения)

Выразительное чтение текста учеником со слов: « А люди идут мимо — каждый по своим делам,- и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.» до слов « Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха. Эх. »

Учитель: Выразительно прочитайте описание похорон изурованной куклы и ответьте на вопросы:

Зачем Акимыч хоронит куклу?

О чём это он говорит: « Всего не закопать. »?

Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьёзными вопросами. Вы вдумчивые читатели, умеющие понять авторский замысел. И как пожелание вам я прочитаю слова замечательного педагога Сухомлинского, который говорил: « Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.»

Написать мини-сочинение на тему « Почему Е.И. Носов изменил первоначальное название рассказа?»


Статьи по теме