Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Педагогическая Аксиология Учебное пособие

Педагогическая Аксиология Учебное пособие.rar
Закачек 1507
Средняя скорость 1320 Kb/s
Скачать

Педагогическая Аксиология Учебное пособие

Лекция№ 4.

Вопросы самопроверки.

Охарактеризовать на основе каких наблюдений произошло появление принципа природосообразности.

Назвать название произведения и имя человека возродившего в средние века идеи принцип природосообразности.

Охарактеризовать смысл идей и построение системы воспитания и обучения Я.М. Коменского.

Охарактеризовать смысл идей и построение системы воспитания и обучения Джона Лока, Ж. Ж. Руссо.

Охарактеризовать сновной закон обучения и воспитания выраженный в идеях Песталоцци.

Охарактеризовать принципы обучения и воспитания на основе закона природосообразности выраженный в идеях К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

Назвать имя человека выдвинутовшего принцип культуросообразности.

Охарактеризовать идеи принципа культуроообразности выдвинутого немецким педагогом А. Дистервегом.

Использованная литература.

Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. — сост. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М., 1994. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.

Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. М., 1995. . Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.

Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1981.

4.1.Философское понятие ценностей. Аксиология — это греческое слово, переводимое как – ценность. В социологию, науку понятие ценностей ввел Макс Вебер. Он сделал вывод о том, что действия индивида лишь тогда являются осмысленными, если они соотносятся с ценностями. Понятие ценностей отражает значимый набор тех или иных явлений реальной жизни.

Ценности формируются в процессе человеческой деятельности, где есть три вида производства: людей, вещей и идей. В контексте этого самой первой ценностью является человек. Он самоценен, независимо от его пола и возраста, нации, социального происхождения. И ценность человека не сводится только к его полезности. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек.

Материальные ценности— это то, что создано руками человека, то, что является его второй природой. Вещный мир подтверждает факт человеческого существования, создает ощущение личной значимости. Этот окружающий человека мир, который удовлетворяет его потребности и становится мерой цены человека. В определённых слоях обществе сложилось психологическое мнение, что если у кого-то есть то, чего нет у других, то в глазах окружающих он приобретает вес. Хотя вещи сами по себе нейтральны, и только человек придает им ценностный смысл.

От подчинения материальному и деградации человечество спасает, то что в наличии у него есть еще одна категория ценностей – духовная. Это, прежде всего эстетические и моральные ценности. Потеря эстетических ценностей ведет к потере культуры, к потере способности испытывать бескорыстную радость от созерцания красот природы, человека, материальных объектов. В разные века понятие ценностей были разными. От гедонизма (поиск чувственного наслаждения) до аскетизма (отречение от наслаждений и желаний). Российские философы Н.Бердяев, В Соловьев, П Флоренский, С. Булгаков пытались определить сумму ценностей российского народа. И они делали упор на ценность человеческой жизни, т.к. насильственная потеря хотя бы одной человеческой жизни влечет за собой крушение основ всего общества. Оно становится неустойчивым, появляется страх и апатия. Все гуманисты в основу своих учений ставили призыв: «Возлюби ближнего своего. ». Потеря эстетических ценностей ведет к потере культуры, к потере способности испытывать бескорыстную радость от созерцания красот природы, человека, материальных объектов. Ценности в процессе жизненного развития меняют свою иерархию. Это происходит по причине создания человеком того факта, что «не хлебом единым» наполнена наша жизнь. Если в младенчестве пища и уход становятся основой выживания и приобретают жизненную ценность, то в 18 лет они уже становятся на более низкую ступень. А на высшую ступень должна стать направленность личности, краеугольным камнем которой и является система духовных ценностей. Но так не всегда получается. Зачастую воспитатели смотрят на подопечных с высоты своего опыта и жизненных ценностей, в результате разгорается искусственно созданный конфликт поколений. Если идет декларирование духовных ценностей в противовес ценностям подросткового возраста, то ничего, кроме агрессии, они не вызывают, потому что дети видят демонстрацию полного неуважения и непонимания их потребностей. А в этом возрасте ценно следующее: семья, дружба, любовь, интерес к собственной личности, чтобы тебя уважали, замечали и видели то хорошее, чем ты располагаешь. В общем, у подростков есть жажда признания во многих сферах жизни. Эти ценности и приводят их в движение и заставляют совершать поступки. Ценности питают подростков, создают основания для фундамента веры в будущее. Через ценности молодые люди начинают восхождение к собственной Самости, понимать свою человеческую сущность. Они не зря задают вопросы: «Кто я такой? Ради чего я живу?» и не всегда находят ответы. И как часто, когда мы спрашиваем «А ты – какой?», они отвечали «Пусть обо мне другие скажут! Что я о себе буду говорить, я еще не знаю, какой я». Очень важно, чтобы значимые люди: семья, друзья, педагоги – помогали ему в становлении , подчеркивали ценность самого подростка, ведь ценности – это результат чувственного влияния чего-либо или кого-либо на жизнь человека как субъекта отношений.

4.2. Педагогическая аксиология Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.Понять и оценить истинную сущность «образования» как сложного многопланового явления можно лишь в единстве и взаимодополнении разноаспектных характеристик при рассмотрении образования как ценности, как системы, как процесса, как результата.

Образование как общечеловеческая ценность определяется для любого общества значимостью её сферы, от уровня развития которой зависит его нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал, что в конечном счёте предопределяет возможность прогрессивного развития этноса, нации, государства. Важной составляющей образования как общечеловеческой ценности является личностно – ориентированные ценности. На них должна быть с ориентирована образовательная деятельность, учитывающая интересы, способности и познавательные запросы личности. Процесс воспитания не может происходить без ориентации личности в мире ценностей. Во все времена система ценностных ориентаций школьников была адекватна системе ценностей общества. Доказано, что вслед за переоценкой ценностей, происходящей в обществе, постоянно, а иногда предвосхищая ее, появляются изменения в ценностных ориентациях детей. Своеобразие социальной ситуации развития современного школьника состоит в поиске ценностных ориентиров в условиях кардинальной переоценки ценностей, в рождении новых приоритетов. В связи с этим особое значение приобретает педагогическая аксиология, ценностные ориентации учителей. Культура личности выступает в этой ситуации особо значимым фактором в ориентации школьников на социально значимые ценности. Изменение педагогической позиции из монологической в диалогическую, определяющее восхождение педагога к потребностям ученика и ценностям детства есть одно из ведущих педагогических условий ориентации школьников на социально значимые ценности. Степень возможности ориентироваться человеку в окружающей действительности, в познании самого себя в будущем не зависит целиком от возраста человека. Наличие ориентации на социально значимые ценности характеризуют личностную зрелость, самостоятельность, которая может не состояться не только в школьные годы, но и позднее. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Ведь ценность человека, духовный мир личности определяются степенью сформированности его ценностной ориентации, мерой его причастности к обществу, его истории, настоящему, диапазоном его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом. Среди факторов, в наибольшей мере влияющих на ценностное освоение окружающей действительности школьниками, ведущим выступает содержание. Содержание ориентации школьников всегда детерминировано социокультурной ситуацией развития общества. Социум – ведущий фактор, определяющий цели и ориентиры. Приоритет общечеловеческих ценностей: ценности, преемственно сохраняемые во всех общественных системах: истина, добро, гуманизм и красота; необходимая, глобально и личностно значимая ценность – жизнь; особо актуальная для нынешнего этапа развития общества – Отечество; приоритетная, обеспечивающая прогресс и процветание общества и личности ценность – труд. Другим фактором, обеспечивающим динамику освоения ориентации, является школа и ее центральное действующее лицо – учитель, организующий ценностное взаимодействие «учитель-ученик». В связи с этим своеобразие взаимосвязи «личность-общество» у школьников (в отличие от взрослых людей) состоит в том, что она является опосредованной взрослыми, целенаправленно стремящимися сформировать ценностное отношение к миру, к другим людям, самому себе, своему прошлому, настоящему и будущему. Формирование цепочки «Ценности окружающей действительности» — «Я сам» — «Мое будущее» строится на фоне многообразных факторов, влияющих на построение жизненных перспектив взрослеющей личности. Выбор цели и перспектив происходит в процессе воспитания. Школа – тот мир, который представляет собой достаточно ограниченную систему, в котором подструктуры взаимосвязи «индивид-среда», «индивид-воспитатель» дополняются целым рядом взаимодействий. Среди этих взаимодействий необходимо подчеркнуть сильно действующий феномен – это коллектив, группа, сфера общения внутри школы. Причем необходимо подчеркнуть, что воспитательная деятельность в этой системе взаимодействий продуктивна лишь тогда, когда она соответствует логике саморазвития субъекта, когда она приводит в действие механизмы развития самой личности.

Становление аксиологии

Аксиология — это философское учение о ценностях отдельной личности, коллектива, общества, включая материальные, культурные, духовные, нравственные и психологические ценности и их соотношение с миром, а также изменение нормативно-ценностной системы в процессе ее исторического развития.

Аксиология зародилась в западной философии в конце $19$ века. Но само понятие было введено только $1902$ году французским философом Лапи и обозначало раздел философии, исследующий проблему ценностей.

Ценности – это вещественные свойства явлений, психологические характеристики человеческой личности, явления жизни общества, обозначающие определенное значение для человека или общества.

Выделяют обычно несколько типов ценностей:

  • экономические,
  • нравственные,
  • эстетические,
  • познавательные,
  • психологические,
  • социальные.

Аксиология имела длительный путь развития. Философы древности по-разному описывали систему ценностей. В древней восточной философии уделялось огромное внимание исследованию человеческого внутреннего мира. Высшей ценностью индийские философы считали дух, соотносимый с душой. Мыслители Древней Греции отмечали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров общества, государства. В Средние века высшим благом являлось служение Богу, и ценность человека полностью зависела от его союза с Богом. В период Возрождения формируется культура гуманизма, которая провозгласила ценность личности и развития человека.

Во второй половине $ХХ$ века появилось учение о ценностях, и рассматривались они как объекты научного познания. Разные подходы к ценностям привели в итоге к появлению аксиологических концепций, которые рассматривали в виде ценностей познавательную деятельность, знание, воспитание и образование.

Развитие науки заставляет образование, по большей части ориентированное на выполнение определенного социального заказа, уделять внимание информированию учащихся, развитию познавательной деятельности, при этом меньше обращаясь к нравственным характеристикам личности. Не смотря на это, ценности не утрачивают своего огромного значения для людей, и, постепенно, гуманизация общественных процессов приводит к необходимости единения знаний о человеке, природе и обществе. В результате этого, основным смыслом сегодняшнего образования становится создание благоприятных условий для саморазвития личности как высшей ценности. Эту задачу невозможно решить без обращения к образовательным ценностям.

Педагогическая аксиология

Педагогическая аксиология – это большая область педагогических знаний, которая рассматривает ценности образования со стороны самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию в целом, базируясь на ценности самого образования.

Педагогическая аксиология в педагогике играет роль методологической основы, которая определяет систему педагогических взглядов, основой которых является ценность человеческой жизни, воспитания, обучения, педагогической деятельности, а также образования. Эти знания определяют ценностное сознание, отношение и ценностное поведение личности.

Ценностное сознание – это наивысший уровень психической саморегуляции и отражения, представляющий собой постоянно меняющуюся совокупность умственных и чувственных образов ценных для индивида. Для ценностного сознания характерны активность, направленность на предмет, способность к рефлексии и самонаблюдению. Оно обладает мотивационно-ценностным характером и определенным уровнем ясности.

Ценностное отношение – это комплексное образование личности, которое основывается на опыте личности, сформированном через деятельность и общение, и отражает выбор человека между ориентацией на ближайшую цель или отдаленную перспективу с учетом ценностей общественного сознания. Такое отношение является основой ценностного поведения.

Ценностное поведение – это совокупность фактических действий, проявлений жизнедеятельности человека, с учетом определенных ценностей. Ценностное поведение — это внешнее выражение внутреннего мира человека, системы его жизненных ценностей и идеалов. Следует отметить, что просто знание определенных норм и правил недостаточно. Они должны быть усвоены человеком и осознанно приняты в качестве собственных убеждений.


Статьи по теме