Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Пособие по Органической Химии

Пособие по Органической Химии.rar
Закачек 701
Средняя скорость 1804 Kb/s
Скачать

Пособие по Органической Химии

  • Формат документа:djvu
  • Размер: 8,71 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:6,81 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:17,2 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:15,8 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:10,8 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:16,5 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:12,0 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:13,8 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:10,1 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:10,0 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:2,86 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:20,8 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:22,7 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:10,0 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:11,6 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:7,95 MB
  • Формат документа:djvu
  • Размер:5,45 MB

Колледж геодезии и картографии МИИГАиК

по органической химии

для студентов I курса для всех специальностей

«Общеобразовательных, математических и естественнонаучных дисциплин»

____________ Слижевич Т.В.

Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для всех специальностей

Зам. директора по МР

_____________ Семенов Л.И.

Автор: Слижевич Т.В., преподаватель колледжа

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей , изучающих органическую химию. С его помощью можно заниматься самообразованием и самоконтролем, улучшить степень подготовки и качество знаний по предмету.

Пособие охватывает все темы курса органической химии общеобразовательного уровня. В каждой теме курса содержится система общих требований: указано, что студент должен знать и уметь, перечислены основные понятия. С целью облегчения самоподготовки, большей эффективности процессов приобретения и закрепления знаний по предмету приведены обучающие задания с алгоритмами по изомерии и номенклатуре органических соединений, по реакциям в органической химии, а также алгоритмы расчетных задач разного уровня сложности. Контрольные вопросы в конце каждой темы способствуют лучшему изучению материала. Задания для самоконтроля включают разнообразные упражнения и задачи с ответами. Они расположены по принципу возрастания трудности, что позволит учащимся планомерно развивать свои умения и навыки.

Учебно-методическое пособие могут использовать студенты с целью самостоятельного изучения предмета, коррекции знаний, при повторении и подготовке к зачетам.

План изучения органических веществ.

Тема 1. Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химической связи.

Алгоритм 1.1. Составление полных и кратких структурных формул углеводородов.

Алгоритм 1.2. Составление формул изомеров.

Алгоритм 1.3. Составление формул гомологов.

Алгоритм 1.4. Типы органических реакций.

Задания для самоконтроля.

Тема 2. Предельные углеводороды.

Алгоритм 2.1. Номенклатура алканов.

Алгоритм 2.2. Гомологи и изомеры.

Алгоритм 2.3. Решение расчетных задач на вывод молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.

Алгоритм 2.4. Решение расчетных задач на вывод молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания.

Задания для самоконтроля.

Тема 3. Непредельные углеводороды.

Алгоритм 3.1. Номенклатура непредельных углеводородов.

Алгоритм 3.2. Использование правил Марковникова и Зайцева при составлении уравнений реакций.

Задания для самоконтроля.

Тема 4. Ароматические углеводороды.

Алгоритм 4.1. Использование правила ориентации в бензольном кольце при составлении уравнений реакций.

Задания для самоконтроля.

Тема 5. Природные источники углеводородов.

Алгоритм 5.1. Крекинг линейных алканов.

Алгоритм 5.2. Риформинг углеводородов.

Задания для самоконтроля.

Тема 6. Спирты и фенолы.

Алгоритм 6.1. Изомерия и номенклатура предельных одноатомных спиртов.

Алгоритм 6.2. Химические свойства и получение спиртов.

Алгоритм 6.3. Решение расчетных задач по теме «Спирты и фенолы».

Задания для самоконтроля.

Тема 7. Альдегиды. Карбоновые кислоты.

Алгоритм 7.1. Изомерия и номенклатура карбоновых кислот.

Алгоритм 7.2. Решение расчетных задач по теме «Альдегиды. Карбоновые кислоты».

Задания для самоконтроля.

Тема 8. Сложные эфиры. Жиры.

Задания для самоконтроля.

Тема 9. Углеводы.

Задания для самоконтроля.

Тема 10. Азотсодержащие органические соединения.

Задания для самоконтроля.

Тема 11. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты.

План изучения органических веществ

1. Название класса.
2. Определение.
3. Общая формула класса.
4. Гомологический ряд.
5. Особенности номенклатуры.
6. Изомерия.
7. Физические свойства.
8. Строение.
9. Химические свойства.
10. Способы получения.
11. Применение.

Тема 1.
Теория химического строения
органических соединений.
Электронная природа химической связи

Знать: способы образования и разрыва ковалентной связи, типы и сущность гибридизации электронных орбиталей, характеристики ковалентной связи, классификацию ковалентной связи; классификацию органических соединений, классификацию реакций в органической химии; номенклатуру органических реакций; гомологический ряд алканов; виды формул, используемых в органической химии; основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.

Уметь: составлять схемы образования и разрыва связи; объяснять четырехвалентность углерода в органических соединениях; составлять полные и краткие структурные формулы углеводородов; составлять формулы изомеров и гомологов для предложенного вещества; демонстрировать уравнениями основные типы реакций в органической химии.

Основные понятия: электронная орбиталь, валентный угол, свободный радикал, гибридизация, энергия связи, длина связи, полярность связи, сигма-связь, пи-связь, изомерия, химическое строение, гомология, изомерия, элиминирование, гидрирование (дегидрирование), галогенирование (дегалогенирование), хлорирование (дехлорирование), гидратация (дегидратация), гидрохлорирование (дегидрохлорирование), гидрогалогенирование (дегидрогалогенирование), гомолитический (свободнорадикальный) и гетеролитический (ионный) разрывы связи, радикальные реакции, ионные реакции.

Алгоритм 1.1. Составление полных и кратких структурных формул углеводородов

Задание. Составить полную и краткую структурные формулы пропана С3Н8.

1. Записать в строчку 3 атома углерода, соединить их связями:

2. Добавить черточки (связи) так, чтобы от каждого атома углерода отходило 4 связи:

3. Напротив каждой свободной связи расставить атомы водорода:

4. Записать краткую структурную формулу:

Алгоритм 1.2. Составление формул изомеров

Задание. Составить формулы изомеров пентана С5Н12.

1. Записать углеродные скелеты изомеров, уменьшая число атомов углерода в основной цепи, таким образом разветвляя углеродную цепь:

2. Расставить атомы водорода и представить структурные формулы в сокращенном виде:

Алгоритм 1.3. Составление формул гомологов

Задание. Составить формулы двух гомологов для вещества, имеющего строение:

1. Составляя формулы гомологов, увеличиваем или уменьшаем число групп СН2 в основной цепи, сохраняя строение (разветвление).

Приведены два низших гомолога:

Алгоритм 1.4. Типы органических реакций

В органической химии все структурные изменения рассматривают относительно атома углерода (или двух атомов C), участвующего в реакции. При определении типа реакции учитывают только органические вещества.

• К л а с с и ф и к а ц и я р е а к ц и й п о с т р у к т у р н ы м и з м е н е н и я м, происходящим с исходным веществом (по результату).

RCH=CH2 + XY RCHX–CH2Y;

CH2=CH2 + HBr CH3–CH2Br.

RCH2X + Y RCH2Y + X;

CH4 + Cl2 CH3Cl + HCl,

CH3Cl + NaOH CH3OH + NaCl.

3) Элиминирование (отщепление):

RCHX–CH2Y RCH=CH2 + XY;

С3Н8 С3Н62;

СН3–СН2ОН СН2=СН2 + H2O;

СН2Сl–CH2Cl + Zn ZnCl2 + CH2=CH2;

СН3СН2Сl + KOH CH2=CH2 + KCl + H2O.

n(CH2=CH2) (–СH2–CH2–)n.

• К л а с с и ф и к а ц и я р е а к ц и й п о х а р а к т е р у р а з р ы в а с в я з е й.

СH4 + Cl2 CH3Cl + HCl.

Механизм реакции (последовательность промежуточных стадий):

СH3–Cl + NaOH CH3–OH + NaCl.

CH3–Cl H3C + + Cl – ,

NaOH Na + + OH – ,

H3C + + OH – CH3OH,

Na + + Cl – NaCl.

2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что изучает органическая химия?

2. Перечислите особенности строения и свойств органических веществ.

3. Какие вещества называют изомерами? Приведите примеры.

4. Сформулируйте основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.

5. Приведите примеры ациклических (предельных и непредельных), алициклических, ароматических соединений.

6. Приведите примеры соединений с различными типами гибридизации электронных орбиталей атомов.

7. Что называют функциональной группой?

8. Какие виды номенклатуры органических соединений используют в настоящее время?

9. Какие виды формул используют в органической химии?

10. Дайте определения следующим понятиям: химическое строение, свободный радикал, энергия связи, длина связи, полярность связи, гидрирование, дегидратация, гидрохлорирование, дегидрохлорирование, электронная орбиталь, ковалентная связь, валентный угол, сигма-связь, пи-связь, изомеризация, элиминирование, ионные реакции, радикальные реакции, первичный (вторичный, третичный, четвертичный) углеродный атом.

3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Составить структурные формулы соединений, указать, к какому классу относится каждое из них:

2. Написать структурные формулы изомеров состава C7H12, содержащих один четвертичный атом углерода, назвать вещества.

3. Привести формулы пяти углеводородов, не имеющих изомеров.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Методическое пособие по органической химии. Подготовка к ЕГЭ.

Изомерия и номенклатура органических соединений……………………………. 2

Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений……………. …..9

Функциональный анализ органических соединений…………………………… .. ….12

Механизмы органических реакций……………………………………… ….……. …..14

Окислительно-восстановительные реакции с участием

Осуществление превращений по схеме………………………………… ……….. …. 23

Решение задач на вывод формул органических соединений…………………. ..28

Список источников и литературы………………………………………… ………. . 31

Говоря о перспективах повышения эффективности подготовки к ЕГЭ, следует учитывать, что единый государственный экзамен является итогом всего школьного курса химии, поэтому подготовка к нему должна вестись системно, на протяжении всего процесса обучения химии в школе. Идеи такой системы были выработаны на семинарах по ЕГЭ, в которых приняли участие наиболее опытные учителя химии Оренбургской области.

Структура курса химии в старшем звене средней школы авторами разных учебников видится по-разному. Авторы многих УМК для средней школы (Гузей Л.С., Кузнецова Л.М., Иванова Р.Г., Новошинский И.И.) предлагают курс химии 10 класса посвятить углубленному изучению неорганической и общей химии, оставив курс органической химии на 11 класс. В других УМК (Габриелян О.С., Рудзитис Г.Е., Кузнецова Н.Е.) предусмотрено изучение органической химии в 10 м классе, а в 11-м изучается курс общей химии. Нам представляется, что второй подход более целесообразен, в том числе и в плане подготовки к ЕГЭ по химии. В пользу такого выбора можно привести следующие доводы:

Изучение курса «Органической химии» в 10-м классе может базироваться на тех пусть небольших знаниях, которые ученики получили при изучении темы «Органические вещества» в 9-м классе. Если эти знания останутся не востребованы в течение еще одного учебного года, они будут полностью утеряны;

Изучение объемного и во многом специфичного материала «Органической химии» будет проходить эффективней в 10-м классе, чем 11-м, поскольку последний загружен подготовкой школьников к итоговой аттестации по различным предметам, психологически и эмоционально более напряжен;

При изучении «Органической химии» в 11-м классе практически не остается возможности для повторения и обобщения всего школьного курса химии, что важно для успешной итоговой аттестации по предмету.

Таким образом, даже если выбранный УМК предусматривает изучение «Органической химии» в 11-м классе, рекомендуется изменить программу и по учебникам 11 класса работать в 10-м. Такой выбор предоставляет учителю, в частности, УМК Кузнецовой Л.М.

Основной учебной целью предлагаемого пособия является формирование прочных знаний курса органической химии. Одновременно продолжается развитие умений самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов.

Лекционные, объяснительно-иллюстративные методы проведения занятий по подготовке к ЕГЭ обычно малоэффективны. Знания лучше усваиваются человеком, когда он осознал их необходимость. Поэтому занятия можно начинать с решения кратких тестов в парной или групповой работе в сотрудничестве с учителем. Ошибки, допущенные при выполнении этих тестов, служат основой для кратких разъяснений с опорой на теоретический материал, сделанных учителем или наиболее сильными учениками. Полученные знания закрепляются новой серией упражнений, задач, тестов. Тесты и задания, выполненные в ходе самостоятельной работы, вопросы, возникшие при этом, также обсуждаются на занятиях, в том числе и при работе в парах сменного состава. Учитель при этом выступает консультантам по самым сложным вопросам.

При групповой работе учащиеся получают тест, самостоятельно распределяют вопросы теста между членами группы, каждый ученик самостоятельно готовит ответы на свои вопросы теста. Сильные ученики, справившись со своими вопросами, помогают более слабым товарищам найти нужный ответ и его аргументировать. Затем все вопросы теста обсуждается в группе с тем, чтобы каждый ученик мог аргументировать ответ на любой вопрос.

Для успешной работы на ЕГЭ и на других видах контроля в аналогичном формате, ученики должны знать основные виды заданий, ориентироваться в их структуре, понимать, в какой форме нужно давать ответ. Большую помощь в подготовке к экзамену ученикам и педагогам окажет предлагаемое пособие.

Раздел 1. Изомерия и номенклатура органических соединений.

Изомерия – явление существования соединений, одинаковых по составу, но разных по строению и свойствам. Различают структурную и пространственную изомерию.

Причиной структурной изомерии является различный порядок соединения атомов в молекулах. Она включает:

изомерию, определяемую характером углеродного скелета

н-бутан СН3 2-метилпропан

изомерию, определяемую положением кратных связей

изомерию, определяемую положением функциональных групп


Статьи по теме