Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Пособия для звукового Анализа

Пособия для звукового Анализа.rar
Закачек 1418
Средняя скорость 3450 Kb/s
Скачать

Пособия для звукового Анализа

Надежда Лошакова
Наглядное пособие «Звуковой анализ слов»

Автор: Лошакова Надежда Александровна

Учитель-логопед, МОУ д/с № 294, г. Волгоград

Навык выделения звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. Без этого навыка овладение письменной речью невозможно.

Начинать обучение можно с четырёх лет, при условии достаточного речевого и интеллектуального развития. Необходимо учить детей не только слышать отдельные звуки в составе слога и слова, но и уметь определять их последовательность.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляюшие его звуки, а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). Потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.

Цель: выполнять звуковой анализ слов

Развитие фонематического слуха

Автоматизация звуков

Развитие звукового анализа

Обогащение словарного запаса

Развитие восприятия, внимания, мышления

Развитие мелкой моторики

Прежде чем приступить к анализу

1) ребёнок должен познакомиться с понятиями «гласный звук» красный цвет, «согласный твёрдый» синий цвет, «согласный мягкий» зелёный цвет.

2) дети должны знать понятия «начало», «конец», «середина», «первый», «последний», «второй».

3) После того когда ребёнок научится определять первый звук, последний и середину, можно определять звуки по порядку.

Наглядное пособие «Звуковой анализ слов»

Материал: 1) Набор прищепок трёх цветов (красных, синих и зелёных). 2) Картонные карточки в форме круга 13 штук, каждая из которых поделена внутри на три части. Одна карточка соответствует одному звуку. Картинки пободраны на автоматизацию звуков в словах в разных позициях.

Перечень картинок: [С] –лес, собака, бусы. [С’] – семь, гусь, осьминог. [З] – замок, глаз, ваза. [З’] – земляника, зима, магазин. [Ц] – цыплята, пуговицы, цветы. [Ш] – шкаф, шишка, вишни. [Ж] – ножницы, жук, нож. [Ч] – свеча, бабочка, часы. [Щ] – щетки, овощи, щука. [Л] – лук, мел, акула. [Л’] – лимон, щавель, кольцо. [Р] – рак, топор, баран. [Р’] – репка, фонарь, гиря.

Инструкция: Берём карточку звука, который автоматизируем. Называем одну картинку и делаем прищепками последовательный звуковой анализ. Цвет прищепки должен соотноситься со звуком, которой он обозначает.

Наглядный материал

Карточка на звук [р]

Выполняем последовательный звуковой анализ слов

Заключение: Аналогичная работа проводится и с другими карточками

Звук [ш]

Звук [ж]

Звук [з]

Звук [з’]

Звук [л]

Звук [л’]

Звук [с]

Звук [с’]

Звук [ч]

Звук [щ]

Звук [ц]

Звук [р’]

Логопедия для учителей, психологов, родителей, Л. А. Барсукова, Ростов н/дону, 2010 г. Альбомы по автоматизации звуков для дошкольников, Л. А. Комарова, М 2008 г. Загадки звуков, букв, слогов, л. м. Козырева, ярославль, 2001 г.

Логопедическое занятие для младших школьников «Слоги. Слоговой анализ слов» Выполнила учитель-логопед Орлова Елена Викторовна. Цели и задачи: продолжать учить детей дифференцировать понятия «буква»-«слог»-«звук»;.

Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала» ЗАНЯТИЕ №13. Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала». Цель занятия: закрепить знание изученных тем путём тренировочных.

Наглядное дидактическое пособие Это пособие создано своими руками. В нем можно изучить как птиц так и домашних животных. Так же обратить внимание воспитанников на время.

Наглядное пособие «Круглый год» .

Наглядное пособие «Росписные дощечки» Я работаю педагогом дополнительного образования и моей темой самообразования является декоративно — прекладное искусство, и по этой теме.

Наглядное пособие «Составь предложения» Наглядное пособие «Составь предложения» Автор: Лошакова Н. А. Учитель-логопед, МОУ д/с № 294 г. Волгоград Актуальность: Учащиеся с общим.

Наглядное пособие своими руками «Части суток» Хочу с вами поделится идеей изготовления наглядного материала по математике на тему «Части суток». Этот материал поможет деткам быстрее.

Наглядное пособие «Времена года» .

Памятка для родителей «Звуковой анализ в детском саду» 1. Гласные звуки поются и во рту не встречают преграду: а,о,у,и,э, ы. Они могут быть ударными или безударными. Обозначаются красным цветом.

Звуко-буквенный анализ нужен для того чтобы тренировать ребенка сначала читать слова так как написано, а потом просить его читать орфоэпические, то есть так, как привычно в устной речи. Чем раньше вы начнете такие занятие с ребенком, тем лучше у дошкольников будут навыки чтения и правописания.

Позиционный анализ

Чтобы провести позиционный анализ слов и донести это обучение и умение для дошкольников, нужно провести звуковой анализ. Определите, где слышится звук — в начале слова, в конце или середине. Началом слова считается первый звук, концом – последний. Середина слова – это не первый и не самый последний звук.

Чтобы дети могли понять, в чем состоит такой анализ слова, нужно произнести слово, выделяя, пусть и слегка утрированное, нужный нам звук. Чтобы обучение для дошкольников было более понятным, приведем примеры. В слове аист нам нужно понять, где находиться нужный звук «а».

Звуковой анализ слов

Начните произносить слово а-а-а-аист и вы поймете, что звук находиться в начале слова. В слове ша-а-а-арик «а» находиться в средине слова. Такая схема будет простой и логичной и она сможет помочь провести позиционный анализ слов и закрепить это умение у дошкольников.

Картинки и схемы

Очень удобно проводить звуковой анализ и обучение ему при помощи схем и картинок к ним. Прежде чем начать выполнять звуковой анализ, нужно разобраться с тем, что звуки бывают гласные, согласные твердые и согласные мягкие.

Чтобы каждый ребенок в группе других детей, изучающих русский язык, нормально усвоил все тонкости анализа, нужно будет использовать картинки и схемы. Обычно это картинка, под которой расположены пустые клеточки, в которые нужно схематично вписать буквенно- слоговой анализ слова. Часто подготовительная группа детского сада использует в таких заданиях цветные фишки, которые означают определенные звуки.

Допустимо использование таких же цветных фишек еще и в старшей группе. Фишки могут быть выполнены в виде кружочков, квадратиков или магнитиков, правильное использование которых указывает на то, что ребенок может провести разбор слов по звуковому анализу. Это умение чрезвычайно важно когда происходит обучение ребенка грамоте. Благодаря этому у малышей развивается речь, они лучше усваивают и понимают русский язык.

Использование картинки со схемами разбора слов может использоваться как игра, ведь обучение грамоте не должно быть нудным. Игра может иметь соревновательный характер, а может использовать для того, чтобы дети просто отточили свою речь и лучше усвоили русский язык. Звуковой синтез также очень важен, так как это процесс соединения звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Порядок разбора слова по звукам

Чтобы провести разбор слов по звуковому критерию, вам нужно будет использовать примерно ту же схему, которую используют все преподаватели, проводя обучение грамоте. Чтобы разбор слова прошел правильно и успешно, нужно:

  1. Слово, выбранное под звуковой разбор, нужно произнести вслух и с использованием правильного ударения. Без понимания на слух звучания слова вы не сможете охарактеризовать его фонетическую сторону. Такое выговаривание должно происходить как игра, не нужно отдельно выговаривать каждую букву, так только исказиться ваша речь. Обычно дети воспринимают такие упражнение как игровое обучение. Деткам прививается умение проводить звуковой синтез, с произношением лучше усваивается русский язык и происходит обучение грамоте.
  2. Нужно записать фонетическую транскрипцию. Оформляя графические звучания слов, нужно будет учитывать некоторые особенности звучания звуков. К примеру, буквы Я, Ю, Е, Ё не имеют отдельного звука. Их обозначают двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  3. Каждое из слов нужно будет разделить на доступное количество слогов. Учитывайте, что количество слогов в слове будет равно количеству гласных звуков. Слоговой разбор нужно производить с использование фонетической транскрипции.
  4. После выделения слогов нужно будет поставить ударение. Так можно будет определить главные в слабой и сильной позиции. Если главная в сильной позиции, то она способствует тому, что звук будет более четким и речь будет красивой.
  5. Все звуки нужно будет охарактеризовать. Гласный может быть ударный и безударный, согласный может быть мягким, звонким, твердым или глухим.
  6. Нужно будет указать количество звук и количество букв. Их количество часто бывает не одинаковым. Например Ь и Ъ не оформляются звуками, а такие буквы как Я, Ю, Е, Ё обычно обозначаются двумя звуками.

Фонетический разбор

Дети должны знать, что чтобы речь была красивой, нужно не только обучаться орфографии и грамоте, но еще и пробовать совершать фонетический слоговой разбор и звуковой синтез. Язык достаточно сложен и дети лучше всего воспринимают разбор слогов, синтез и всевозможные правила в грамоте, если они представлены, как обучающая игра.

Звуки А, О, У, Ы, Э указывают на твердый согласный звук. На мягкий согласный звук указывают Я, Е, Ю, И, Е. Изучая язык, речь и фонетический синтез, дети должны понимать, что такой процесс обучения – это своеобразная игра, где язык сначала раскладывается на составляющие и происходит его синтез. Звуки Л, М, Н, Р, Й – непарные звонки согласные звуки. Х, Ц, Ч, Щ – это мягкие согласные. Б, В, Г, Д, Ж, З – парные звонкие согласные звуки, П, Ф, К, Т, Ш, С – парные глухие согласные, Ж, Ш, Ц – твердые, а Ч, Щ, Й – мягкие.

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и пособия для формирования навыков звукового анализа и синтеза

КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ

Произносим три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук «ш». Затем предлагаю определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – «ж»; чайник, ключ, очки – «ч»; щетка, ящик, щавель – «щ»; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – «сь»; коза, замок, зуб – «з»; зима, зеркало, вазелин – «зь»; цветок, яйцо, курица – «ц»; лодка, стул, лампа – «л»; липа, лес, соль – «ль»; рыба, ковер, крыло – «р»; рис, крепость, букварь – «рь».
Обязательно слежу, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Показываю детям игрушку, например, жука и предлагаю определить, с какого звука начинается его название. После ответов даю задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращаю внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги «зе» в слове Зоя, «вэ» – в слове Вадик).

НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот)

Показываю картинку и прошу назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращаю внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук «рь», а не «р»). Когда все картинки будут рассмотрены, предлагаю отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

«ВЫБЕРИ ПРОДУКТ ДЛЯ ЙОГУРТА»

Основная задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.

Сопутствующие: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Ход игры: назвать ряд слов или продемонстрировать картинки с дифференцируемыми по твердости – мягкости звуками, задача детей определить, как произносится данный согласный звук в каждом из слов – мягко или твердо. Фишка ставится на соответствующий кружок: синий – если согласный звук – твердый, зеленый – если мягкий.

Таким образом, ребенок доходит до цветной картинки и говорит, как будет называться варенье из определенного фрукта (ягоды).

Усложнение: ребенок самостоятельно выбирает финишную цветную картинку, мысленно «прокладывает себе путь» к данной картинке и подбирает соответствующие слова с необходимыми звуками (твердыми или мягкими).

«ПОМОГИ ЗАЙКЕ ДОСТАТЬ ШАРИК»

Задача: тренировать в дифференциации согласных звуков по твердости – мягкости.

Ход игры: я называю ряд слов или демонстрирую картинки с дифференцируемыми по твердости – мягкости звуками, задача детей определить, как произносится данный согласный звук в каждом из слов – мягко или твердо. Фишка ставится на соответствующую ступеньку: к синему шарику, если согласный звук – твердый, к зеленому — если мягкий.

Таким образом, ребенок определяет, какой шарик принадлежит герою.

Усложнение: ребенок выбирает себе шарик (синий или зеленый) и подбирает соответствующие слова с необходимым звуком (твердым или мягким).

Основная задача: тренировать в дифференциации звуков по звонкости – глухости.

Ход игры: я называю ряд слов или демонстрирую картинки с дифференцируемыми по звонкости — глухости звуками. Дети с помощью пальца (фишки) начинают движение вверх к кругу с колокольчиком (если звук – звонкий) или к кругу без него (если звук – глухой).

Таким образом, ребенок доходит до цветной картинки и определяет, съедобное изображение картинки или нет.

Усложнение: ребенок выбирает себе финишную цветную картинку, мысленно «прокладывает себе путь» к данной картинке и подбирает соответствующие слова с необходимыми звуками (глухими или звонкими).

Основная задача: тренировать в определении позиции звука в слове.

Сопутствующая: закреплять умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Ход игры: я называю ряд слов или демонстрирую картинки с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце). Дети с помощью пальца (фишки) начинают движение вверх от гусеницы к соответствующим схемам.

Таким образом, ребенок доходит до цветной картинки и определяет, есть ли в названии данной картинке заданный звук.

Усложнение: ребенок выбирает себе финишную цветную картинку, мысленно «прокладывает себе путь» к данной картинке и подбирает соответствующие слова с нужной позицией звука.

Основная задача: тренировать в определении позиции звука в слове.

Сопутствующая: закреплять умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Ход игры: я называю ряд слов или демонстрирую картинки с заданным звуком в разных позициях (в начале, середине, конце). Дети с помощью трех фишек начинают движение вверх от гусениц согласно указанной на них схеме к цветным картинкам и узнают, до какого подарка какая гусеница доберется быстрее. Так же детям предлагается определить, есть ли в названии данной картинки заданный звук.

Усложнение — ребенок работает одной фишкой: выбирает себе финишную цветную картинку, мысленно «прокладывает себе путь» к данной картинке и подбирает соответствующие слова с нужной позицией звука.

Представленные дидактические игры и пособия во многом решают проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза, а так же позволяют превратить сложный процесс обучения элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста в увлекательное занятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа.

В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий по формированию звукового анализа у де.

В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий по формированию звукового анализа у де.

Анализ реальной ситуации показал, что количество детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт. Эти дети составляют группу риска по школьной неуспеваемости. основная причина — недостаточное.

Дети с ОНР испытывают трудности в усвоении навыков звукового анализа и синтеза.

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Одно из направлений в современной логопедии — формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения.


Статьи по теме