Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Проблемы Рассказа Старый Гений

Проблемы Рассказа Старый Гений.rar
Закачек 1529
Средняя скорость 3391 Kb/s
Скачать

Проблемы Рассказа Старый Гений

События рассказа происходят в конце 19 века после Балканской кампании 1876 – 1878 годов в Петербурге. Маленькая старушка- помещица приезжает в Петербург с «вопиющим делом». Она заложила свой домик – единственную собственность, в котором она проживала со своей больной неподвижной дочерью и внучкой, чтобы дать в долг 15 тысяч одному франту, который истратился, то ли увлёкшись одной дамой, то ли проиграв в карты. Старушка – женщина прекрасной честности, обладает сердечной добротой, простотой, порядочностью. Она проявила сочувствие к франту, который убедил её, что ему нужны деньги только для того, чтобы доехать до Петербурга, а затем вернёт деньги. Старушка была не только милосердна, жалостлива и сострадательна, но и наивна и доверчива.

Она не могла даже предполагать обмана. Помещица знала мать франта, верила в «старую приязнь», в дружбу, знала, что он прекрасной фамилии, богат и вернуть долг ему не составит труда. Но началась игра в «кошки –мышки». Старушке нужно платить, а денег нет, она может лишиться своего дома. А этот великосветский франт, принадлежащий к одной из лучших фамилий, обладающей блестящей карьерой, имеющий хорошие доходы с имений, просто не желает платить. Он не просто легкомыслен, и склонен к развлечениям и растрате, он эгоистичен, безнравствен, бессердечен, жесток. ЧЁРСТВ. Пользуясь могущественным родством, он уходит от ответственности и никогда не возвращает долги.

Чиновники, адвокаты, судьи, полиция ничем не могут помочь старушке, «не смеют» беспокоить франта со связями, советуя старушке отстать от этого дела.

Они проявляют равнодушие к судьбе «маленького человека». Проблема состояла в том, что никто не мог вручить должнику бумагу с распиской, чтобы потом привлечь его к ответственности. И вот тогда-то старушка решилась обратиться за помощью к «старому гению». Кто же он? «Тёмная личность». То ли разорившийся купец, то ли «подупавший из благородий». Никто о нём ничего не знает. Зовут его Иван Иванович, и о себе он говорит, что у него «чин из четырнадцати овчин», то есть он, как и старушка, маленький человек, из 14 класса. У него есть «исполнительный герой», «сербский сражатель», то есть участник войны Сербии с Турцией за свою независимость в 1876 – 1878 годах.

Этот «воитель» готов за умеренную плату посидеть три месяца в тюрьме.

План «старого гения» состоял в следующем. Сербский воитель устроил с франтом скандал в публичном месте, на вокзале, когда аристократ уже собирался уезжать с какой-то дамой. «Сражателя» арестовали, а франта допросили и вручили ему бумагу. Пришлось должнику рассчитаться, чтобы избежать закона о невыезде.

1. Проблема бесправия и беззащитности маленького человека в государстве.

2. Проблема равнодушия властей к судьбе маленького человека.

3. Проблема социального неравенства в обществе.

Николай Семенович Лесков.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

«Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного

миросозерцания, артистизмом русского языка. Все это он стремится выразить

в своем творчестве».

На слуху не так много произведений Николая Семеновича Лескова, но все же с гордостью можно сказать, что он оставил нам богатое наследство, которое мы называем классикой.

«Это не жизнь, а только житие» , — так определил свой жизненный путь сам Николай Семенович. Внутренний мир Лескова, его личностные качества, внешние обстоятельства – всё это и наложило определенный отпечаток на сложный и тернистый путь писателя.

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Дед его был священником, отец, Семен Дмитриевич — чиновником, мать, Мария Петровна — из обедневшего дворянского рода Алферьевых.

Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. В более позднем возрасте Лесков нередко вспоминал свой домик в Орле, находившийся недалеко от обрыва над рекою Орликом; Панин хутор; крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное. Особым воспоминанием детства стал для писателя образ мельника — дедушки Ильи, учившего его почитать простой народ.

Детство было для Николая светлым периодом его жизни:

«Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек. »

Это не громкая фраза, это слова человека, знающего все тяготы жизни.

Первоначальное образование будущий поэт получает в доме богатых родственников. В 1841 году Николай поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и недолго. Вскоре в семье случилось горе — умер отец, юному Лескову нужно было обеспечивать себя и семью.

С этого периода жизнь будущего писателя сильно меняется. Этот трагический поворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учености. ». Впоследствии Лесков скажет: «В науках далеко не зашелся» , — и назовет себя «малообученным» для литературного дела.

С подобными мыслями сложно не согласиться: далек был Лесков от людей «лучших умов и понятий» , незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40-х годов – накладывало свой отпечаток.

«Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно, и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворного влияния кружков Белинского, Станкевича. Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…». Время (логическое ударение на слово ВРЕМЯ) нас делало литераторами, а не наши знания и дарования» , — так метко и тонко охарактеризовал Николай Лесков писателей своего поколения, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.

Но, с другой стороны, в жизни Лесков повидал и узнал немало: служил чиновником уголовной палаты, помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», коммерсантом в фирме мужа своей тетки .

За свою жизнь изъездил почти всю Российскую империю, смог увидеть Родину во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа, посмотреть на уровень жизни, сравнить и сопоставить его с разными уголками страны. Подобные «рабочие путешествия» помогли Николаю Семеновичу стремительно и свободно войти в русскую литературу.

В 1853 году Лесков женился на Ольге Васильевне Смирновой, дочери киевского коммерсанта. В этом браке родились сын Дмитрий, который умер в младенческом возрасте, и дочь Вера.

Семейная жизнь Лескова складывалась неудачно: жена страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Святого Николая.

В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей.

В литературу Николай Лесков пришел зрелым человеком — в возрасте 30 лет, но сразу же показал себя незаурядным публицистом и зрелым художником.

В 1860-м году Лесков опубликовал свое первое произведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)».

С 1861 года творческая деятельность Николая Семеновича набирает обороты: один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, пониманием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России. Все это он знал не по наслышке, а по собственному опыту, тем ценнее был его материал.

Все творчество Лескова пронизано темами национального сознания русского народа, веры и безверия, самосознания человека, вышедшего из народа. К таким произведениям можно отнести: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе».

С самого начала в творчество Николая Семеновича Лескова прочно входит тема нигилизма и нигилистов: «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и другие. В этих произведениях писатель иначе смотрит на развитие России, ее перспективы. Мнение Лескова разнится с позицией революционных демократов. Писатель по-новому смотрит на мир и на место человека в нем, на роль христианства.

Одной из главных в творчестве Николая Лескова является тема праведничества. Подтверждение этому — хроника «Соборяне», созданная в 1870-е годы, цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хроника «Захудалый род» и другие произведения.

Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский) , для других даже «мертвым писателем. анекдотистом» (В. Богданович) , а третьи подчеркивали его «независимую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в содержании» (А. Введенский) .

По мнению Лескова, искусство должно служить «умножению в людях добра, правды и мира».

«Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том священном его значении», — утверждал Николай Семенович.

Николай Семенович Лесков прожил 64 года. В 1895 году, в ночь с 20 на 21 февраля, он умер от приступа астмы.

34 года своей жизни Николай Лесков посвятил литературному слову.

«Лесков — писатель будущего», — сказал о нем Лев Толстой.

В 1930—1940-х годах Андреем Николаевичем Лесковым, сыном писателя, было составлено жизнеописание Николая Семеновича Лескова, изданное в 1954 году в двух томах.

В городе Орле находится дом-музей Николая Семеновича Лескова.

Рассказ «Старый гений» был написан в 1884 году. В основе сюжета — ситуация, которая не потеряла своей актуальности и по сей день.

Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом.

Должник «принадлежал к одной из фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе».

Старушка стремилась вернуть долг, чтобы выкупить дом, в котором жила с увечной дочерью и внучкой, писала в Петербург, но должник на письма не реагировал.

«А между тем время уходит, приближается срок закладной — и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своем домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою».

Старушка поручила дочь и ребенка соседке и отправилась хлопотать в Петербург.

Казалось, дела успешны: суд вынес решение в ее пользу. Но с исполнением возникли проблемы. У должника «было какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».

Понятно, что у должника огромные связи. И очевидно, что должностные лица не выполняют своих прямых обязанностей – не защищают старушку. Она права по закону, но этого оказывается мало. Может ли такое быть?

Композиция произведения Николая Лескова «Старый гений» представляет собой рассказ наблюдателя, который дает старушке немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды. Героиня оказывается в ситуации отчаяния, но тут появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело. Понятно, что решать этот вопрос он собирается незаконным способом, и ему это удается.

Что же хотел показать автор своим произведением? Конечно же, беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве.

«Старый гений» хитростью решает начатое дело, казалось, изначально обреченное на неудачу. Так же остро в произведении встает вопрос о законе, о его соблюдении или несоблюдении. Закон не защищает граждан, поэтому он нарушается.

Какие образы встают перед нами в рассказе Николая Лескова «Старый гений»?

Старушка — верующая женщина, поистине добрая, простодушная, непосредственная. Даже к своему должнику не испывает ненависти. Она не понимает законов, по которым живут богатые франты и чиновники, ведь сама живет по совести.

Франт — эгоистичная личность, ему важны только деньги, чувства людей его не волнуют, он живет за счет других, боится публичных скандалов.

«Старый гений» — «темная личность». Хитрый, опытный человек, который знает законы, но также знает, как их обойти. С одной стороны, он совершает благородный поступок, встает на помощь старушки, а с другой – переступает через закон. Обидчика старушки он «прижал к стене» публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию. Своим поступком он спасает старшку от голода. Разве это плохо?!

«Старый гений» — еще одно произведение, поднимающее тему «маленького человека». Николай Семенович поднимает проблему христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц – это одна из ключевых проблем творчества писателя.

Проходит время, меняются картины, события. Но проблемы остаются теми же. И наше общество из года в год переживает эти вековые проблемы, подтверждая мысль Льва Николаевича Толстого: «…Время Лескова ещё придёт. Лесков– писатель будущего».

Какие нравственные проблемы поднимает автор в рассказе «Старый гений»?

Рассказ Николая Лескова «Старый гений». Очень актуален в наши дни . Так если такую новость прочитать в наши дни ничего заруядного . Предприимчивый коллектор , удачно провернул сделку по взысканию долга с очередного должника . (Нынешним коллекторам есть чему поучиться ). Но если вникнуть в суть проблемы где поднимаются нравственные и социальные проблемы . То сразу возникнут аналогии с исполнением судебных решений как и сто тридцать лет назад . Мара для которой закон не писан , ещё наверное будет лет десять отрабатывать исправительные работы . Тут уже принимая актуальность наших дней и хочется узнать по каким законам живут эти люди ?

В своём расказе «Старый гений», не потерявшем своей актуальности и в наши дни, Николай Семёнович Лесков показал беззащитность и незащищённость доверчивых людей перед имеющими власть людьми, для которых закона не существует и у которых нет ни стыда и ни совести. Кроме этого, в проихзведении показана продажность судебной системы, которая не может защитить простого человека. Сюжет рассказа прост. Богатый и наглый человек обманул старую и добрую женщину, не отдав ей должок. Женщина едет в Петербург искать правду. В суде было принято решение в её пользу, но оказалось, что этого мало. У задолжника большие знакомства с влиятельными людьми, которые он использует в свою пользу. Старенькая женщина, живущая по правде не может понять по какким законам живут эти бессовестные люди. «Старый гений»- очередной рассказ Н.С.Лескова, поднимающий тему человеколюбия и совести, а также отсутствия оных у власть предержащих и богатых людей.


Статьи по теме