Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Рекомендательное пособие для Детей скачать

Рекомендательное пособие для Детей скачать.rar
Закачек 3356
Средняя скорость 3432 Kb/s
Скачать

Рекомендательное пособие для Детей скачать

В старину на библиографических изданиях ставилась эмблема – золотые ключи. Сейчас она не печатается, но сохранила своё значение ключа к книжным фондам. Этот ключ доступен всем, только нужно научиться пользоваться им.

Библиографические знания необходимы в любом деле. Научную, исследовательскую работу невозможно представить себе без библиографической работы. Как написать реферат, сделать сообщение по теме, подготовиться к докладу? Всё начинается с изучения литературы по данному вопросу, и без помощи библиографии тут не обойтись.

Если читателю не требуется просматривать всю литературу по теме, а надо получить данные только по тем работам, которые рекомендованы, то можно воспользоваться рекомендательными библиографическими пособиями, т.е. книгами о книгах:

  1. Указатели.
  2. Списки.
  3. Планы чтения.

Указатели в нашей библиотеке находятся в специальном ящике «Библиографические пособия”. Их издают крупнейшие библиотеки страны в форме списков, обзоров, аннотированных списков. Указатели представлены тематические – «Всё об Олимпийских играх», «Познание продолжатся», «Приглашение к открытиям», «Лучшие книги зарубежных писателей”, «Классики художественной литературы”; жанровые – «Зарубежный детектив”, «Мир глазами фантастики»; персональные – «Чехов — детям”, «Нижегородские писатели – детям”, «Пушкиниана на Большой Морской, 33». Каждый указатель рассчитан на определённый круг читателей, на определённый возраст.

Библиотеки сами издают библиографические пособия, например «Миллион приключений на земле и в космосе”, посвящённый творчеству писателя Кира Булычёва, «Потомкам в пример» (жизнь знаменитых нижегородцев по книгам Карпенко В.Ф.), «Писатель, которому всегда двенадцать» (В. Крапивин) и др. составлены в нашей библиотеке.

Библиографические списки можно найти в ваших учебниках, например в литературе помещены списки литературы для внеклассного чтения.

Имеют библиографические списки дополнительной литературы энциклопедии издательства «Аванта+”: «Литература”, «Биология”, «Человек”, «Техника”, «Личная безопасность” «Советуем прочитать”.

В конце Энциклопедических словарей: юного историка, химика, физика, зрителя и т.д. можно найти обширные библиографические списки по темам «Что читать”. Такие списки есть во многих справочных и научно-популярных изданиях.

Каждая библиотека составляет малые формы библиографии – «Планы чтения”, куда включает небольшое количество книг (5–7) по определённоё теме, которые вы можете использовать в выборе книг для чтения.

Представляем вашему вниманию некоторые библиографические пособия, изданные в нашей библиотеке:

Сети Горького : мини-путеводитель для 5-9 классов /авт.-сост. Пономаренко И.Г. — Нижний Новгород : МКУК ЦБС Московского района : ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2018. — 6 с. : ил. — (Загляните на сайт). PDF

Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы : для учащихся 1-9 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского ; сост. И. Г. Пономаренко. – Нижний Новгород : [б.и.], 2017. – 26 с. : ил. — (Книги, помогающие жить). PDF

Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы : для учащихся 1-4 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского ; сост. И. Г. Пономаренко. – Нижний Новгород : [б.и.], 2017. – 12 с. : ил. — (Книги, помогающие жить). PDF

Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы : для учащихся 5-7 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского ; сост. И. Г. Пономаренко. – Нижний Новгород : [б.и.], 2017. – 20 с. : ил. — (Книги, помогающие жить). PDF

Легко ли быть не таким, как все? : художественные произведения, где среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми потребностями [Текст] : библиогр. указатель литературы : для учащихся 8-9 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского ; сост. И. Г. Пономаренко. – Нижний Новгород : [б.и.], 2017. – 18 с. : ил. — (Книги, помогающие жить). PDF

Художник мира животных: Евгений Иванович Чарушин – 115 лет со дня рождения [Текст] : библиогр. список : для учащихся 1-4 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского ; сост. Н. А. Козмина. – Нижний Новгород : [б.и.], 2016. – 9 с. : ил. PDF

«Я не волшебник. Я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способен на любые чудеса» : 120 лет со дня рождения Е.Л. Шварца : информационный буклет для учащихся 1-7 классов / ЦРДБ им. В.Г. Белинского ; сост. Н. А. Козмина. – Нижний Новгород , 2016. – 2 с. : ил. PDF

Cо страничек на экран: перелистай странички – посмотри мультфильм : рек.список книг и мультфильмов для детей и их родителей / ЦРДБ им. В.Г. Белинского ; сост. Н.А. Козмина. – Нижний Новгород , 2016. – 10 с. : ил. PDF

«Приглашение в кино» : серия библиографических списков литературы к Году российского кино.

  • КиноИстория (история кинематографа, для 5-9 классов) PDF
  • Книга становится фильмом (экранизация литературных произведений, для 5-9 классов) PDF
  • На экране — герои школьной программы (экранизация литературных произведений писателей-классиков, для 5-9 классов) PDF
  • На экране — любимые книжные герои (экранизация известных произведений детской литературы, для 5-9 классов) PDF
  • На экране — ожившие картинки (мультипликация, для 5-7 классов) PDF
  • Когда оживает картинка (мультипликация, для 1-4 классов) PDF
  • Идём в кино! (киноискусство, для 1-4 классов PDF

Фронтовые строки: нижегородские поэты и писатели. Информационный буклет для учащихся 5-9 классов.

День солидарности в борьбе с терроризмом. Памятка.

«Джихад: террористами не рождаются». Информационный буклет.

Как животные воевали : рек. список лит. для чит. мл. возраста /авт.-сост. Тарновская О.М., Соловова Н.А.. — Нижний Новгород : МКУК ЦБС Московского района : ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2014. — 3 с. : ил.

В поисках затерянной войны : библиографический список-путешествие по библиотеке для 7-9 классов / авт. — сост. Ларюхина Н.В. — Нижний Новгород : МКУК ЦБС Московского района : ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2014. — 11 с. : ил.

Пособие знакомит с историческим событием — Первой мировой войной — в связи со столетним юбилеем со дня начала войны.

Олимпиада в Сочи: мини-путеводитель для 5-9 классов /авт.-сост. Пономаренко И.Г. — Нижний Новгород : МКУК ЦБС Московского района : ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2013. — 6 с. : ил. — (Загляните на сайт).

Спорт — актив: библиографический список для 5-9 классов / авт.-сост. Ларюхина Н.В. — Нижний Новгород : МКУК ЦБС Московского района : ЦРДБ им. В.Г. Белинского, 2012. — 19 с. : ил.

Классификация рекомендательных библиографических пособий для детей. Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по детской литературе. Анализ потребителей и состояния ресурсов исследуемых пособий в библиотеке им. А.С. Пушкина ЦСДБ г. Волгограда.

Подобные документы

Целевые группы экспозиции. Развитие познавательного интереса у экскурсантов. Минеральные, земельные, рыбные ресурсы Севера России. Образцы полезных ископаемых. Демографические ресурсы и промышленность Крайнего Севера. Отрасли добывающей промышленности.

Эпоха Возрождения или европейского Ренессанса. Собрания античных книг. Формирование библиотеки Сан Марко. Публичность и открытость библиотеки. Книги, принадлежавшие Джованни Пико делла Мирандола. Возникновение первой публичной библиотеки в монастыре.

Структура информационной культуры. Опыт формирования информационной культуры пользователей библиотеки на примере занятий по программе «Основы библиотечно-библиографических и информационных знаний школьников 1-11 классов гимназии № 1 г. Новосибирск».

История возникновения библиотек, их классификация. Сущность работы библиотеки в различных аспектах её деятельности как социального института, имеющего свою специфику работы и организации. Процесс становления библиотечного дела на примере Пермского края.

Принципы и этапы разработки детского театрализованного представления, оценка его педагогической роли. Идейно-тематический анализ сценария: определение темы, идеи, конфликта, анализ композиционной структуры, определение сценарно-режиссерского хода.

Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

Возникновение и становление главной библиотеки Сибири и Дальнего Востока. ГПНТБ СО РАН сегодня. История возникновения библиотеки, первые этапы деятельности. Показатели деятельности, значимость, потенциал, основные направления работы ГПНТБ СО РАН.

Полиэтническая библиотека: понятие и структура, внутреннее содержание, роль и цели формирования, деятельность в РФ. Современные интегрированные библиотечные системы и электронные ресурсы полиэтнического характера, оценка их возможностей и функционала.

Описание тенденций моды конца XIX в., в частности женских туалетов и причесок, а также детской одежды. Анализ культурных предпочтений и особенности убранства домов различных слоев населения. Характерные черты модной музыки и литературы конца XIX в.

Исследование истории книжного собрания Макарьевского Желтоводского монастыря в XVII в., который не имел вековых традиций собирания рукописей и книгописания. Авторство и значение, так называемой, Латухинской Степенной книги. Опись монастырской библиотеки.

На волне перестройки было развенчано много мифов, в том числе и в библиотечной сфере. Появились многочисленные публикации, направленные против руководства чтением, рекомендательной библиографии и других средств влияния на выбор литературы читателем.

К середине 90-х годов сам термин «рекомендательная библиография» считался идеологизированным штампом, от которого необходимо освободиться. Свобода должна быть во всем, в том числе и в выборе книги. Свобода без советов, поводырей, указателей. По прошествии десятилетия профессионалы убедились, что наряду с идеологической составляющей, библиотеки отказались от двух важнейших функций, без которых просветительство невозможно. Речь идет об отборе и оценке изданий. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернету. Наше книжное пространство все больше стало напоминать бескрайний океан, в котором очень просто «утонуть» даже человеку достаточно подготовленному. Особую актуальность приобрели вопросы: «Что читать детям?», «Какие книги рекомендовать в помощь учебе, досугу?». Рекомендательная библиография, как главный путеводитель в море информации, становится насущной общественной потребностью. Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии, можно выделить несколько новых тенденций. Прежде всего, отмечается общий рост количества рекомендательных пособий в библиотеках всех уровней по сравнению с началом 90-х годов.

За последние 10 лет расширились рамки рекомендательной библиографии, пособия включают в себя не только общеизвестную и общедоступную информацию, но и отражают ранее закрытые, спорные темы, предоставляют новые источники. И, наконец, меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Методика подготовки библиографического пособия

В отличие от скучного перечня пособий, составляющих основу библиографических указателей, выпускавшихся библиотеками 20-30 лет назад, современные рекомендательные пособия сочетают в себе первичную информацию (ксерокопии наиболее значимых публикаций), интересные факты по данной теме, аннотированные списки. В подготовке библиографического пособия выделяют несколько основных этапов:

В подготовке библиографических пособий очень важен каждый из перечисленных этапов, эта работа требует тщательно продуманных методических решений.

Приведу пример библиографического пособия, подготовленного ЦБС № 2 г. Москва (Юго-Восточный административный округ) – информационный указатель «Нобелевская премия» (2001 г.). Первый раздел пособия содержит информацию об А. Нобеле и международной премии, второй раздел дает хронологический перечень имен лауреатов премии в области литературы, третий раздел включает наиболее интересные материалы о лауреатах Нобелевской премии, а последний раздел — аннотированный библиографический список. Таким образом, данное издание включает в себя элементы антологии, справочника и собственно библиографического перечня изданий.

Необходимо отметить, что как жанр рекомендательная библиография развивается, с учетом особенностей новой информационной культуры.

Поэтому современная библиографическая продукция должна быть соответственно оформлена — яркая обложка, гармоничное сочетание шрифтов и рисунков в основном тексте, выделение наиболее значимой информации (ключевых слов, фраз, понятий). Стилистика оформления каждого пособия зависит от его целевого и читательского назначения, объема предлагаемой информации. Составителям пособий необходимо обращать внимание на достоверность и доступность источников, качественное аннотирование материала, его систематизацию.

К сожалению, встречается много абсолютно «слепых» рекомендательных изданий: без художественного и издательского оформления, выходных данных, указания читательского назначения.

Интернет-ресурсы для детей и подростков

Все Интернет-ресурсы предлагаемые детям, подросткам и юношеству, различают по нескольким основным признакам:

Предлагаю вам перечень наиболее значимых Интернет-сайтов для данной категории читателей:

САЙТ «БИБЛИОГИД» (http://www.bibliogid.ru) — один из лучших сайтов по рекомендательной библиографии, разработанный специалистами Российской государственной детской библиотеки. Он включает около 20 разделов, которые освещают проблемы детского чтения на современном этапе и регулярно предоставляют пользователям информацию о современной детской литературе.

САЙТ «ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА» (http://vschool.km.ru) разработан компанией «Кирилл и Мефодий» и предназначен учащимся 5-11 классов. Цель данного проекта – не только дать базовые знания по отдельным школьным предметам, но и расширить представления о той или иной дисциплине. Сайт состоит из нескольких разделов: «Моя школа», «Центр обучения», «Справочники», «Центр общения». Материалы могут быть использованы учителями как дополнительные к урокам, а родителям помогут проверить правильность выполнения домашних заданий детьми.

САЙТ «KINDER. RU» (http://www.kinder.ru) состоит из семи тематических разделов: «Мир увлечений», «Мир искусства и культуры», «Природа и человек», «Дом и семья», «Мир науки и техники», «Деловой мир», «Мир Интернета». Сайт обладает хорошо разработанной системой поиска, позволяющей быстро находить требуемый ресурс по ключевому слову, знакомит детей с новой полезной информацией, развивает у них способность критического мышления.

САЙТ «ДЕТСКАЯ СЕТЕВАЯ БИБЛИОТЕКА» (http://www.dedushka.net) представляет детскую художественную литературу. Здесь можно познакомиться с современными детскими авторами и произведениями для детей. Отдельно выделен раздел «Сказки и приключения для детей». Поиск информации для удобства пользователей осуществляется по нескольким параметрам: по возрасту ребенка и по авторам произведений.

САЙТ «ДЕТСКАЯ СЕТЬ» (http://www.mkids.ru) посвящен детскому творчеству. На сайте дети рисуют, придумывают истории, создают свои странички. Задача создателей сайта – направить детей по пути творчества. Все произведения ребят выставлены для всеобщего обозрения в специально созданной «Детской галерее».

Литература: Кулагина Н.В. Необъятный мир Интернет-ресурсов для детей и о детях // Библиография. — 2003. — № 2. — С. 29-40

Т. Соболева, главный библиограф ОБДЮ


Статьи по теме