Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Руководство по Ремонту Двигателя Д 65

Руководство по Ремонту Двигателя Д 65.rar
Закачек 995
Средняя скорость 4004 Kb/s
Скачать

Руководство по Ремонту Двигателя Д 65

Дизельный двигатель Д 65 является продукцией Рыбинского авиационного завода. Силовой агрегат был признан одним из лучших моторов, которые устанавливались на тракторную технику отечественного производства. Так, трактора ЮМЗ-6, которые выпускал Южный машиностроительный завод, первыми среди отечественной техники такого уровня получили знак качества и были признаны лучшими машинами года. Они имели большой ресурс, так как укомплектовывались дизельными агрегатами Д 65Н, производство которых на тот момент велось на полностью оборонном предприятии.

Описание агрегата

Дизельный двигатель Д 65 это базовая силовая установка, которая устанавливается на тракторах различных видов. Эти машины имеют различное назначение в применении, они могут использоваться в качестве тягачей, одноковшовых или траншейных экскаваторов, бульдозеров и другой техники.

Силовая установка Д 65 имеет большое количество модификаций:

  • Трактора ЮМЗ: Д 65Н, Д 65М, Д65НТ, Д 65 МТ, Д 65Н1, Д 65НД, Д 65НТ1, Д 65ЛС;
  • Трактор ЗТМ: Д 65 МТ1;
  • Трактор ЛТЗ: Д65М1Л.

Все модификации агрегатов однотипны, разница лишь в механизмах, с которыми была проведена модернизация конструктивных особенностей отдельных единиц оборудования и устройств пуска. Так, самые популярные и распространенные модели дизеля Д 65ЛС и Д 65Н отличались друг от друга конструкцией картера маховика, который имел механизм включающий шестерню привода передней опоры и конструкцией самого маховика.

Характеристики базового двигателя Д 65 общие для всех модификаций. Силовой агрегат, это четырехтактный, четырёхцилиндровый, поршневой мотор, в котором цилиндры располагаются в ряд, вертикально. Впрыск дизельного горючего осуществляется непосредственно в цилиндр, воспламенение топливовоздушной смеси происходит от сжатия. Мощность мотора 60л.с., обороты 1500-2000 мин -1 .

Расположение агрегатов систем зависит от модификации двигателя. Так, техника марки Д 65Н в качестве пускового устройства применяет дополнительный пусковой мотор. Установка Д 65М для выполнения функции запуска использует электрический стартер. Оборудование системы питания у обоих агрегатов расположено с правой стороны. Что касается размеров установки, то её длина и ширина составляют: 1236 и 652мм соответственно, высота 1292мм, вес 500кг.

Преимущества и недостатки силовой установки

Благодаря тому, что агрегат выпускался на Рыбинском моторном заводе, который считался оборонным предприятием страны, качество изготовления всего механизма в целом было на высоком уровне.

Соответственно, были присущи следующие свойства:

  • Высокое качество изготовления и сборки деталей и механизмов;
  • Простота и надежность конструкции;
  • Повышенный ресурс и работоспособность;
  • Прочные конструкции элементов блока цилиндров, маховика, картера;
  • Неплохие тяговые показатели;
  • Простота обслуживания: замена рабочей жидкости и регулировка зазора клапанов через каждые 25000км пробега;
  • Неприхотливость к качеству топливовоздушной смеси.

Из недостатков силовой установки можно выделить:

  • Редкие, периодические утечки смазки в сочленениях узлов и агрегатов;
  • Двигатель работает с набором малого числа оборотов в сравнении с аналогами;
  • Нежелательна длительная работа агрегата на холостых оборотах, в связи с быстрым износом узлов и агрегатов.

Характеристики двигателя

Выдаваемой силовой установкой мощности и крутящего момента вполне достаточно для её применения во многих сферах, начиная с сельского хозяйства, строительства и заканчивая обслуживанием в городской и коммунальной сфере.

  • Объём 4940 см³;
  • Блок цилиндров, материал — чугун;
  • Двигатель, тип – рядный, четырёхтактный;
  • Топливная система — впрыск непосредственный;
  • Цилиндры, количество, шт. — 4;
  • Работа цилиндров, порядок: 1-3-4-2;
  • Клапан, количество, шт. — 8;
  • Цилиндр, диаметр, мм — 110;
  • Поршень, ход, мм. — 130;
  • Сжатие, степень – 17,3;
  • Коленчатый вал, частота вращения номинальная мин -1 – 1750;
  • Топливо – солярка;
  • Воздухоочиститель – комбинированный (сухая центробежная и масляная инерционно-контактная очистка);
  • Мощность кВт/л.с. – 45,6/60;
  • Момент крутящий, Нм – 221;
  • Вес (сухой двигатель),кг. – 540;
  • Ресурс до капитального ремонта, м.ч. – 12000.

Для того, чтобы мотор не перегревался он был оснащен водяным охлаждением. При работе со средней нагрузкой силовая установка расходовала примерно 9 литров, используя бак в 90 литров, мотор способен обеспечить работу навесного оборудования в течении 10 часов, в зависимости от рода деятельности и нагрузки.

Неисправности мотора

Стоит отметить, что дизельный двигатель Д 65 был очень надёжен в эксплуатации и не требователен к качеству топлива, как и любая другая техника советского времени. Ремонт и обслуживание установки проводились крайне редко.

В случае, если серьёзного вмешательства в установку было не избежать, мотор приходилось полностью демонтировать с транспортного средства и разбирать, поскольку ремонт в полевых условиях был невозможен. Техника была требовательна к чистоте и боялась попадания грязи и пыли внутрь агрегата. Изношенные и поврежденные детали установки легко меняются в связи с простотой конструкции.

Силовая установка без особых хлопот проходила 500000 км пробега до полного капитального ремонта. Каждые 25000 км надо было заменить рабочую жидкость и в обязательном порядке провести регулировку клапанов.

Для проведения регулировки клапанов требовалось:

  • Завести агрегат, прогреть температуры эксплуатации, после чего заглушить мотор;
  • Снять верхнюю крышку головки блока цилиндров;
  • Провернуть коленчатый вал двигателя, установить поршень в верхней мёртвой точке, при правильном её нахождении, коромысла клапанов первого цилиндра свободно двигаются;
  • Выставить необходимый зазор на первом цилиндре, провернуть коленчатый вал на 180°;
  • Произвести регулировку зазора на третьем цилиндре провернуть коленчатый вал на 180°;
  • Провести регулировку зазоров на четвёртом цилиндре, провернуть коленчатый вал на 180°;
  • Провести регулировку зазоров на втором цилиндре;
  • Установить обратно крышку головки блока цилиндров.

Кроме того, периодически необходимо проводить осмотр наружных деталей двигателя, и регулировать декомпрессионный механизм, в случае его наличия.

Газораспределительный механизм

§ 13. Устройство газораспределительного механизме.

§ 13. Устройство газораспределительного механизме.

в определенные моменты открывает и закрывает впускные клапаны, благодаря чему своевременно в цилиндры поступает свежий воздух и удаляются отработавшие газы.

В двигателях Д-50 и Д-65 используется клапанный газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов (20).

В него входят впускные и выпускные клапаны с пружинами, коромысла с валиками и стойками, штанги, толкатели, распределительный вал и распределительные шестерни.

Действует газораспределительный механизм следующим образом. Коленчатый вал работающего двигателя с помощью шестерен вращает распределительный вал 14. Кулачок распределительного вала, набегая на толкатель 13, поднимает его вместе со штангой 12. Штанга поднимает с помощью регулировочного винта один конец коромысла 7, другой конец которого движется вниз и давит на клапан 3, опуская его и сжимая пружины б клапана.

Когда кулачок распределительного вала сходит с толкателя, штанга и толкатель опускаются, а клапан под действием пружины плотно закрывает гнездо.

Клапаны служат для открывания и закрывания отверстий впускных и выпускных каналов. Они состоят из головки и стержня. Для большей плотности прилегания к гнезду каждый клапан притирается до фаски шириной 1,5 мм, выполненной под углом 45 и тщательно отшлифованной. Чтобы клапаны дольше работали, их изготовляют из специальных сталей: впускной — из хромистой, а выпускной — из жаростойкой (сильхромовой). Для лучшего наполнения цилиндра воздухом диаметры гнезд и головки впускных клапанов больше диаметров гнезд и головок выпускных клапанов.

20. Схема газораспределительного механизма;

1 — поршень, 2 — гнездо клапана, 3 — клапан, 4 — головка цилиндров, 5 — направляющая втулка клапана, 6 — пружина, 7 — коромысло, 8 — винт декомпрессора, V — регулировочный винт коромысла, 10 — контргайка, 11 — стойка валика коромысел, 12 — штанга, 13 — толкатель, 14 — распределительный вал, 75 — шестерня распределительного вала, 16 — шестерня коленчатого вала

В верхней части стержня клапана предусмотрена выточка для установки конических сухариков, с помощью которых клапан прочно держится в тарелке пружины. Для закрытия клапана и плотной его посадки в гнезде устанавливают две пружины (одна в другую).

Коромысло представляет собой двуплечий рычаг, изготовленный из стели. В средней его части имеется утолщение с отверстием, куда запрессована втулка. В одном плече коромысло имеет закаленный боек, которым оно давит на клапан, а в другом — резьбовое отверстие, в которое ввертывается регулировочный винт 9. С помощью регулировочного винта устанавливают необходимый зазор между клапаном и бойком коромысла.

Коромысло свободно качается на оси, которая устанавливается на стойках 11, привернутых к головке блока. Распорные пружины 3 (21) и стопорные кольца удерживают коромысло от осевого смещения.

Штанга изготовлена из стального прутка с закаленными концами. Нижний конец штанги сферический. Верхний конец — чашкообразный. В него входит нижняя часть регулировочного винта.

Толкатель у двигателя Д-65 изготовлен из стали в виде стаканчика, а у двигателя Д-50 он имеет грибовидную форму.

21. двигателя Д-65:

1 — рукоятка декомпрессора, 2 — валик декомпрессора, 3 — пружина, 4 — штанга, 5 — толкатель, 6 — кулачки впускных клапанов, 7 — распределительный вал, 8 — шейка распределительного вала, У — шестерня, 10 — кольцо, 11 — упорный фланец, 12 — клапан

Распределительный вал 7 служит для своевременного открывания и закрывания клапанов в определенной последовательности. Заодно с валом изготовлены восемь кулачков и три опорные шейки. Два крайних и два средних кулачка вала предназначены для выпускных клапанов, а остальные — для впускных. Профиль кулачка выпускных клапанов тупее, поэтому они открываются на большее время, чем впускные. Шейки вала вращаются во втулках, запрессованных в блоке. Смазывание шеек осуществляется по каналу, просверленному внутри вала. В канал масло поступает от среднего коренного подшипника коленчатого вала через среднюю шейку распределительного вала.

От осевого перемещения распределительный вал удерживается упорным фланцем 11. Между фланцем и шестерней установлено бронзовое кольцо 10, выполняющее роль упорного подшипника.

На переднем конце распределительного вала с помощью шпонки и болта с шайбой крепится шестерня 9.

Масло к трущимся поверхностям передаточных деталей поводится через вертикальное сверление в блоке и головке блока по трубке 3 (22) в пустотелую ось коромысел.

Шестерни распределения — стальные косозубые расположены в передней части двигателя в специальном картере. В них входит шестерня 12 коленчатого вала и шестерня 9 распределительного вала.

Для того чтобы за два оборота коленчатого вала четырехтомного двигателя каждый клапан открывался один раз, частота вращения распределительного вала должна быть в два раза меньше частоты вращения

коленчатого и, следовательно, шестерня рас пределительного вала — в два раза больше шестерни коленчатого.

Для передачи вращения от коленчатого вала к распределительному служит промежуточная шестерня 8, расположенная между шестернями этих валов. Промежуточная шестерня с другой стороны приводит во вращение

Детали газораспределительного механизма двигателя Д-50:

1 — распределительный вал, 2 — крышка камеры штанг, 3 — трубка подвода масла к клапанному механизму, 4 — выпускной клапан, 5 — впускной клапан, 6 — маслозалианая горловина, 7 — шестерня привода топливного насоса, 8 — промежуточная шестерня, 9 — шестерня распределительного вала, 10 — упорное кольцо, 11 — счетчик мото-часов, 12 — шестерня коленчатого вала, 13 — передняя опора двигателя, 14 — картер распределительных шестерен, 15 — шестерня привода гидронасоса, 16 — толкатель.

Рис 23. Схема установки распределительных шестерен по меткам:

а — двигателя Д-50, 6 — двигателя Д-65; 1 — шестерня распределительного вала, 2 — промежуточная шестерня, 3 — шестерня привода топливного насоса, 4 —шестерня коленчатого вала, 5 — шестерня привода гидронасоса.

шестерню 7 привода топливного насоса. Для того чтобы действие клапанов и подача топлива соответствовали определенному положению поршня в цилиндре, зубья указанных -иестерен при сборке соединяют по меткам. Шестерня 15 привода насоса гидросистемы получает вращение от шестерни распределительного вала, а шестерня привода масляного насоса вращается от шестерни коленчатого вала. Эти шестерни устанавливают на двигатель без меток.

Установка шестерен по меткам показана на рис 23.

§ 33. Общие сведения. Остов двигателей

Дизели Д-65 (см. табл. 1 и 3) устанавливают на тракторах, которые используют в качестве тягачей или базовых машин для одноковшовых экскаваторов, бульдозеров. Кроме того, дизели Д-65Н применяют в качестве силовых установок одноковшовых и траншейных экскаваторов.

Дизели Д-65 выпускают под марками Д-65Н, Д-65ЛС, Д-65М и др. Они однотипны по своему устройству и отличаются только конструкциями отдельных сборочных единиц и пусковых устройств. Дизель Д-65ЛС отличается от дизеля Д-65Н конструкцией маховика, картера маховика с механизмом включения шестерни привода и передней опоры.

Остовы дизелей Д-65 имеют во многом одинаковое устройство. Все механизмы, агрегаты и отдельные детали размещают и крепят внутри и снаружи остова, состоящего из блок-картера 1 (рис. 90), головки 2 цилиндров, поддона 21 картера, картера 32 шестерен распределения с крышкой 25 и картера 15 маховика.

Блок-картер 1 представляет собой чугунную отливку сложной коробчатой формы, объединяющую в одно целое верхнюю часть картера с блоком цилиндров, которые выполнены в виде отдельных вставных гильз 33. Для повышения жесткости блок-картер внутри имеет перегородки, усиленные так же, как и его стенки, ребрами. Поперечные вертикальные перегородки, разделяющие водяную рубашку блок-картера, образуют четыре отдельных отсека, в которых размещены гильзы цилиндров.

Для установки гильз 33 в верхней полке и горизонтальной перегородке блок-картера расточены отверстия. Верхнее отверстие выполнено ступенчатым и образует опору для буртика гильзы, удерживающего ее в осевом направлении. В нижнем отверстии резиновыми кольцами создано уплотнение в месте выхода гильзы в кривошипную камеру.


Статьи по теме